ГЛАВА ДЕВЯТАЯ
Среди самых интересных проблем в истории давно прошедших лет нужно было бы, вне всяких сомнений, поставить проблемы этнические. Что мы знаем о процессах добровольной и насильственной ассимиляции? Что происходило, например, в Российской империи и в недавнем Советском союзе? Русские ли ассимилировали, скажем, народ мордвы, или же на его территории добровольно ассимилировались им? Язык и несколько внешних признаков культуры ли являются определяющими в национальной идентичности того или иного народа, или же "кровь и плоть", т.е. гены? А, может быть, ни то и ни другое? Как удалось "создать" - уже в ХХ веке и в Европе - несколько "новых наций"? Искать ответы на эти вопросы куда сложнее, чем задать их; впрочем, мы и не собираемся заниматься ими. Но они должны служить нам предостережением, что даже те поверхностные "национальные данные", которые нам нужно выяснить для понимания произошедших в прошлом событий, весьма деликатны. Во-первых, вопрос национальной принадлежности уже на протяжении многих сотен лет является не только вопросом политическим, но и объектом наибольших спекуляций. Он - часть политической борьбы "за славное прошлое", а отсюда - за обоснование претензий разного типа: территориальных, стратегических, культурных и т.д. Во-вторых, в период феодальных отношений в рамках почти любой нации в какой-то момент было несколько независимых друг от друга княжеств; для их обозначения придумывались названия, которые отличались от этнических, тем самым создавая не только основу для будущих манипуляций, а и трудности для историков. Кроме того, зачастую к этническим названиям примешиваются религиозные. И в-третьих, так как в старых хрониках пишут очень много о войнах, всегда следует учитывать смешанный этнический состав воюющих армий. Чаще всего - как, впрочем, было и в ХХ веке - войны велись в союзе; и, как правило, использовались наемные войска. Это являлось источником неоднозначности в хрониках. Например, если об одной и той же войне в одной хронике написано, что "царь Х напал на страну У", в другой, что "арабы напали на страну У", а в третьей - что "печенеги напали на страну У", то скорее всего это означает, что "царь Х во главе армии из арабов и печенегов напал на страну У". Выводы вроде "хронисты называли арабов печенегами; царь Х являлся царем арабов", которые типичны для современной официальной исторической версии, иногда могут быть ошибочными; например, Х мог нанять отряд печенежских (или арабских) наемников. Имея в виду все это, мы призываем читателей вкладывать более аморфный и расплывчатый смысл во все анализы и выводы, которые мы делаем здесь по поводу этнического происхождения участников в исторических событиях. А теперь на очереди - проблема печенегов. И в частности - их исчезновения. 1. Бедные печенеги! Все хотят вывести свое происхождение от древних эллинов, от римлян, от галлов, на худой конец от германцев ... или от славян ... А вот печенегов - как и татаро- монголов! - никто не хочет брать в предков; все отказываются от них. Почему это так? На самом ли деле они исчезли? Если нет, то кто их потомки? В поисках ответа на эти вопросы обратимся сначала к следующему красочному описанию: "Восточная страна нынешней Российской Монархии, - пишет Карамзин (КАР т. 1 с. 87 - 89)где текут реки Иртыш, Тобол, Урал, Волга, в продолжение многих столетий ужасала Европу грозным явлением народов, которые один за другим выходили из ее степей обширных, различные, может быть, языком, но сходные характером, образом жизни и свирепостию. Все были кочующие; все питались скотоводством и звериною ловлею: Гунны, Угры, Болгары, Авары, Турки - и все они исчезли в Европе, кроме Угров и Турков. К сим народам принадлежали Узы и Печенеги, единоплеменники Туркоманов: первые, обитая между Волгою и Доном, в соседстве с Печенегами, вытеснили их из степей Саратовских: изгнанники устремились к Западу; овладели Лебедиею; через несколько лет опустошили Бессарабию, Молдавию, Валахию; принудили Угров переселиться оттуда в Паннонию ... сей народ сделался ужасом и бичем соседов ... могли всегда ... опустошать Россию, жечь селения, увозить жен и детей ... Они носили персидскую одежду, и лица их изображали свирепость." Всего несколько предложений, но сколь они выразительны! Вот они, враги "классической" цивилизации: гунны, угры, болгары, авары и турки! Как точно перечислены их отвратительные качества: свирепые, "опустошители", ужас и бич соседей! Указано и место, откуда все они, как из преисподней, вышли! Мы процитировали Карамзина, но он потому и является классиком, что добросовестно выразил официальную точку зрения современной ему исторической науки. То, что написал он, было очень близко к тому, что думали и писали многие, почти все в то время. И если попытки "реабилитировать" РУССКУЮ историю закончились в XIX веке неуспехом, то каковы были шансы каких-то там гуннов-печенегов хоть немного скрасить тот мрачный словесный покров, которым их опутали! Эти старые предрассудки являются наиболее вероятной причиной слабого интереса историков к печенегам. Однако нужно отметить, что не все считали печенегов дикими и ужасными. В первоисточниках можно встретить и противоположные мнения: "узы, которые тоже являются скифским племенем и более благородны и многочисленны, чем печенеги ..." (Скилица-Кедрин в ТЕКСТ с. 70-71) Так кто такие печенеги? Их имя и дела сверкнули как яркая и относительно кратковременная молния на небосклоне средневековых исторических событий в Юго-Восточной Европе. Они "вступают" на сцену истории во время царствования болгарского царя Симеона Великого. Вытесняя венгров из Бессарабии и болгар из Молдовы, они установили контроль над устьями рек на севере и северо-востоке Черного моря и стали играть активную роль в событиях в регионе. Будучи соседями Болгарии, они упоминаются часто в болгарской истории - иногда как союзники, иногда как соперники, иногда как враги. Источники не оставляют сомнения в том, что печенеги являлись крупной военной силой, с которой считались все их близкие и более удаленные соседи. Есть данные о том, что их было много. Сведения XI века упоминают переселения через Дунай 800,000 печенегов (ВЪЛ с. 153). Из множества разнообразных, иногда несущественных для национальной идентификации сведений о печенегах выделим следующую группу: 1) Отождествление печенегов с валахами: оно встречается, например, у Блазиуса Клайнера (КЛА с. 177). Этот же факт обнаруживаем и при сравнении хроник Аталиата и Кекавмена: "печенеги" Аталиата (ЗЛА с. 183) названы "валахами" у Кекавмена (ДОК с. 16). 2) В средние века немцы называли жителей Италии валахами (Шмейцель в РАИЧ с. 73-74); сегодняшнее польское наименование итальянцев очень близко к слову "валахи". 3) На территориях, занятых печенегами, говорили на латыни: об этом свидетельствует лично византийский полководец и хронист Кекавмен (ВЪЛ с. 168). 4) Печенеги занимали территории, которые впоследствии (в традиционной хронологии) были под контролем венецианцев: устья рек и окрестные области Северного Причерноморья. 5) Большая часть территорий, занимаемых печенегами, ныне входят в состав Румынии, чье население говорит на языке, близком к итальянскому. Из всего этого видно, что объективные данные говорят о связи печенегов с населением Аппенинского полуострова, т.е. с современными итальянцами, и даже точнее - с венецианцами. На фоне этих рассуждений мы приведем анализ самого слова "печенеги" и его синонимов, которые встречаются в документах. Сначала перечислим формы, в которых эквиваленты термина "печенеги" встречаются в документах. Об этом Карамзин пишет следующее: "Немецкие летописцы называют их Пеценацами и Пеценегами, Византийские Пацинакитами и Пацинаками, Венгерские Бессенами и Бессами, Польские и Русские Печенегами ..." (КАР1 Прим. с. 94) В болгарских книгах встречаются формы "печенези" и "баченеци". Обратим особое внимание и на форму "Pinzenatos", которой пользуется Монах Альберих в своей "Chronica Alberici Monachi" (ЛИБИ11 с. 181). Итак, при рассмотрении этого материала можно обнаружить следующие особенности: 1. Колебание вокруг первой буквы (или первого звука): б-п. Этот хорошо знакомый феномен наиболее естественно связывается с греческим алфавитом, в котором нет буквы "б", и вместо нее используются буквы p (пи) и b (бета); их читают как "п" и "в". Таким образом, разные варианты записи и прочтения первой буквы "обозначения печенегов" включают "б", "п" и "в". 2. Колебание вокруг ц-ч. 3. Возможное изменения порядка второй и третьей согласных: "н" и "ц" (сравните например пеЦеНаци и piNZenatos). Вспоминая "правила Отца Паисия", которые разбирали в главе четвертой, попробуем исследовать различные варианты. Имеем: - из ПЕЦЕНАЦИ получается ПЕНЕЦАЦИ, ВЕНЕЦАЦИ, БЕНЕЦАЦИ; - из ПЕЧЕНЕЗИ получается ПЕНЕЧЕЗИ, ВЕНЕЧЕЗИ, БЕНЕЧЕЗИ. Пожалуй, на этом можно было бы закончить. Мы получили НЕ ТОЛЬКО форму "ВЕНЕЦАЦИ" - "ВЕНЕЦИАНЦЫ", но и форму "ВЕНЕЧЕЗИ", которая "звучит" по правилам итальянского языка. Для убедительности покажем и примерные графемы: как могло происходить "разночтение", из-за которого появилась и распространилась, например, форма "печенези" вместо "пенечези". Две возможные траектории прочтения на рис. 9-1 приводят именно к этим двум формам. Отметим, что близкие названия можно получить и из названий итальянских городов Пьяченца ("пиаченези") и Виченца ("виченези"), расположенных тоже в Северной Италии. Все эти рассуждения ведут к следующей ГИПОТЕЗЕ: В некоторых старых документов уроженцев Северовосточной Италии названы печенегами, пацинаками и другими подобными этнонимами. В ее поддержку можно привести еще много доводов; мы ограничимся одним. Вот что написано в хронике византийского императора Константина Багрянородного: "в соседстве с мадьярами живут печенеги, а в горах рядом с ними расположены хорваты." (ЗЛА2 с. 502) И действительно, к западу от Хорватии и к юго-западу от Венгрии находится Северо-восточная Италия, город Венеция и город Пьяченца. Перед тем как закончить тему о печенегах, нужно обсудить в общих чертах и связанную с ней проблему об "узах". Официальные исторические теории учат нас, что узы - варварское тюркское племя, чей язык родственен языку печенегов. Вопрос о варварах и турках мы пока отложим, а вот что касается родства языков узов и печенегов - тут нет сомнения, да и первоисточники прямо говорят об этом: языки ГЕНУЕЗОВ и ВЕНЕЦИАНЦЕВ в самом деле являются родственными. Расстояние между Генуей и Венецией - около 200 километров, так что естественно ожидать, что и их одежды похожи друг на друга. И, конечно, узы, точно так же, как и генуэзы, были соперниками, а зачастую и врагами печенегов - венецианцев. Даже поверхностное сравнение обнаруживает, что сложные отношения узы - печенеги очень напоминают тоже непростые отношения между генуэзами и венецианцами. 2. Персы. Наряду с "печенегами", одним из самых загадочных древних народов являются "персы". Этноним "персы" возникает то и дело в самых неожиданных эпизодах, и интерпретации, которые предлагает нам историческая наука, обычно вызывают ощущение о натяжках, а иногда и прямое недоумение. В то же время его значение для нас является важным, так как принято считать, что "персами" в XI - XV веках называли современных турок. Опуская подробную критику отдельных случаев идентификации "персов", мы сосредоточим свое внимание на подходе к формулировке одной старой гипотезы. Нашим отправным пунктом к "проблеме персов" станет имя одного из болгарских владетелей: Пресиан. Так назывался сын царя Ивана Владислава, так назывался и сын царя Ивана Шишмана. В главе второй мы упомянули три его формы, встречающиеся в документах: Пресиан, Прусиан и Фружин (Зонара в ДОК с. 34, ИБ3 с. 422, ЗЛА2). Подчеркнем, что ЭКВИВАЛЕНТНОСТЬ ЭТИХ ТРЕХ ФОРМ всегда принималась без возражений. Именно эту эквивалентность мы хотим взять за основу наших рассуждений. А теперь сравним ЗНАЧЕНИЯ слов "прусиан", "фружин" и "пресиан". Слово "прусиан" означает "прусский", "прусс". Слово "фружин" означает "фружский", "фруз" (болгарския форма "фръз"); считается, что его смысл - "франкский", "франк". Но франкское государство - это ГЕРМАНСКОЕ государство на территории Франции; таким образом, в некотором контексте "пруссы" и "франки" могут означать одно и то же. А если из немецкой записи "PREUSSEN" опустить по очереди U и E, получаем PRESSEN - "прессы" и PRUSSEN - "пруссы". Теперь понятно, что "прессы" и "пруссы" - одно и то же. Однако к чему все это? С чем может быть связано имя - или прозвище - Прусиан-Пресиан-Фружин? Может быть, кому-то показалось, что он высокий "как прусс", или что у него светлые волосы, или голубые глаза? Какое значение может иметь это? Может быть, и в самом деле историческая наука с основанием проходит мимо этого "необычного для болгарского средневековья имени", как характеризует его И. Божилов (БОЖ с. 242), оставляя его без должного внимания? К счастью, дошедшие до нас хроники того времени сохранили информацию, которая может помочь нам разобраться откуда взялось имя "Прусиан", а заодно и продвинуться к решению проблемы о "персах". Отец Прусиана, царь Иван Владислав, вступил на престол необычным образом: он приказал убить своего предшественника - двоюродного брата Гаврила Радомира (Зонара в ДОК с.53-54). Он сделал это потому, что Гаврил Радомир, которого ИНОГДА НАЗЫВАЛИ РОМАНОМ, хотел подчиниться нашественникам. Иными словами, РОМАН хотел подчиниться (а может быть, вступить в союз?) РОМАНАМ - ромеям-римлянам. Однако после смерти Ивана Владислава "вновь поднимает голову партия, которая хотела мира любой ценой, даже ценою независимости родины. Среди болгарских вельмож и до этого были бояры ... которые выступали за споразумение с Константинополем ... Этой стороне противостояла другая, меньшая, во главе которой были ... храбрый воевода Ивац, и Николица, воевода царя Самуила; а к ней присоединился и князь Фружин, законный наследник царя Ивана Владислава." (Рачки в БЪЛ с. 289) Если напрямик упоминаются ПАРТИЯ и сторона, противостоящая ей, это говорит О РАЗДВОЕНИИ в болгарской знати. О разных партиях: партии РОМАНА - т.е. РИМЛЯНИНА, и партии сына Ивана Владислава - партии ПРУСИАНА. И о возможном сотрудничестве и союзе с пруссами. Отметим сразу, что в скалигеровской версии истории XI века, когда шла борьба царя Ивана Владислава против императора Василия II, на Балканах нет никаких пруссов-прессов. Но до этого Василий II (в союзе с сарацинами!) воевал против германского императора Отона в Италии; в старых документах есть упоминания о переговорах болгарских послов с Отоном. О присутствии пруссов-немцев на Балканах в X-XI веках говорит следующий существенный факт. В войнах против Болгарии одним из наиболее заметных византийских полководцев был Теофилакт Вотаниат. А его имя - в высшей степени любопытное, и оно вызывает много вопросов и гипотез. Мы остановимся только на ЗНАЧЕНИИ имени Вотаниат. Хорошо известно, что Вотан = Один - имя древнеГЕРМАНСКОГО языческого бога. Отмечая попутно, что, по-видимому, оно являлось германским эквивалентом слова "божественный" (или "август"), спросим: откуда взялось это имя? Кто называл Вотаниата этим именем? Не германские ли солдаты в его войске? А может быть, он и сам являлся германцем - пруссом? Обращаясь к событиям на Балканах в XIV - XV веках и к тогдашним "персам", ограничимся пока единственной деталью: оказывается, в хронике Кантакузена один из предводителей персов назван "Тевдерих", и специалисты считают, что это имя заменяет "Фридрих". Конечно, оно вовсе не является турецким. С чисто формальной точки зрения следует спросить: не могла ли форма "persi" возникнуть из-за неправильного прочтения слова "presi"? Ответ: Да, и это видно из рис. 9-2. Сформулируем нашу гипотезу: в некоторых старых византийских и греческих документах пруссы названы ПЕРСАМИ. Исторические факты подтверждают ее, и сейчас мы в этом убедимся. Для этого приведем еще несколько примеров. Первый из них связан с сообщением о том, что венгры после поражения в Молдавии от печенегов убежали и построили свой город на границе Персии (КАР т.1 Прим. с. 82). Давайте представим себе: нашественники - печенеги обрушиваются на Молдавию с востока и юго-востока; убегая от них, венгры направляются не на запад и северо-запад, а К НИМ - на восток и юго-восток, и, пройдя БОЛЕЕ ТЫСЯЧИ КИЛОМЕТРОВ, преодолев при этом ГОРЫ КАВКАЗА, строят город недалеко от границы нынешнего Ирана. Понятно, что все это - очень невероятная сказка, а наша гипотеза дает нам возможность выяснить, что на самом деле венгры убежали на север или северо-запад до границ Пруссии. Второй пример относится к действиям византийского императора Ираклия, который вышел с войском к берегу Дуная для того, чтобы защитить Империю от "персидского" царя Хосроя; просим Читателя взять географическую карту и сравнить на ней расположение Византии, Ирана, Восточной Турции и Пруссии и попытаться сообразить: откуда надвигались на Ираклия персы? В следующем примере мы коснемся лиц и событий, являющихся очень важными для наших исследований. Как известно, на всем протяжении XIV века в регионе Балкан действовало много наемных солдат. Например, в войне 1330 года между болгарским царем Михаилом и сербским королем Урошем в болгарском войске участвовали 3000 скифских солдат, а в сербской армии было 1300 немцев. На самом деле в разных источниках эти 1300 немцев названы по-разному: у Никифора Григора говорится о 1000 кельтских всадниках, в анонимной хронике "История королей Дальмации" - о 1300 немцев (МАВ с. 152-153), в многотомной монографии "История Болгарии" эти солдаты названы "1300 каталан" (ИБ3 с. 332). Это разнообразие этнонимов наводит на довольно естественную мысль: в отряде были и немцы, и "кельты", и "каталаны". Из всех наемных армий начала XIV века самым интересным являлся, несомненно, "каталанский" отряд Роже де Флера. Он появился на территории Византии по просьбе императора Андроника II, который нанял его за плату помогать ему в войне против турок. Никифор Григора пишет, что когда этот отряд приехал на Балканы, он состоял из 2000 солдат, и что по словам Роже де Флера 1000 из них были "кателаны", а другая 1000 - "амогавары" (ГИБИ11, с. 141). Другие источники определяют численность этого отряда равной 3000. В знак особого расположения Андроник II выдал за Роже замуж свою племянницу Марию, дочь болгарского царя Ивана Асена III. В то же время военные действия каталан были успешными. Но иногда после хорошего начала наступает плохой конец: когда пришла пора расплачиваться за услуги, недовольный византийцами Роже поссорился с ними, а рассерженный его поведением византийский император Михаил приказал убить его. На первый взгляд это - обыкновенная история о наивном рыцаре и коварном императоре. Однако эти события имели очень серьезные последствия для судеб не только Византии, но и окрестных стран. Дело в том, что обманутые каталаны вступили в военный союз с турками и стали совершать грабительские походы против Византии и ее соседей, а их военное могущество возрастало все больше и больше. Расцвет этого союза мы рассмотрим позже, а пока остановимся на участии в нем "персов". Хроники Никифора Григора и Иоанна Кантакузена, которые являются основными первоисточниками о событиях первой половины XIV века в регионе, называют солдат из союзной армии каталан и турок то "персами", то "варварами". Принимая во внимание и то, что кроме них среди участников событий упоминаются и "туркопулы", т.е. турки, приходим к естественному вопросу: кто такие эти персы? Возможно ли, что имя "персы" связано с каталанами? Были ли среди них "пруссы" - немцы? Эта идея приводит к хорошим результатам. Оказывается, что средневековый хронист Рамон Мунтанер записал в своей хронике подробности о семье Роже де Флера: его отец, Рихард де Флер, служил королям Фридриху и Манфреду (МУН с. 37). Считается, что его настоящая фамилия - Блюм, и так как "блюме" по немецки означает "цветок" и переводится на испанский и италианский как "Флер" и "Фиоре", то его и его сына звали еще и "Флер", и "Фиоре" (МУН с. 101). Так мы сталкиваемся с важным фактом: имена, фамилии и прозвища в старину ПЕРЕВОДИЛИ с одного языка на другой. А в случае с отрядом Роже де Флора смешанный этнический состав привел к использованию "разных" на первый взгляд форм имени его командира. По-видимому, солдаты называли его на своем языке: и немцы-персы, и испанцы-каталаны, и, возможно, французы-франки. А участие в отряде солдат различной национальности стало причиной того, что некоторые авторы хроник видели в солдатах "персов" (и были в некоторой степени правы, так как в отряде были И ПЕРСЫ), другие - "каталан", третьи - франков, четвертые - немцев, и т.д. Итак, мы привели примеры, объясняющие возможность того, что имя "персы" в старые времена могло иногда означать "пруссы". Это, конечно, не означает, что не было путаницы вокруг похожих наименований "парс", "перс" и др. Наша гипотеза о персах - не новая. Перед Второй мировой войной немецкие ученые исследовали вопрос о близости между пруссами и "древними персами". Потом эту тему забросили по политическим причинам. Но к ней, по-видимому, придется вернуться. В заключении вернемся к приведенной в начале этой главы цитате из "Истории" Карамзина, утверждающей, что печенеги и узы "носили персидскую одежду". Наверное, так оно и было в действительности - ведь всего в 150 километров от Венеции и Генуи и поныне говорят на немецком языке...
Иордан Табов: 1: Досье в истории 2: Иван Владислав Шишман 3: Средневековые турки в первом приближении 4: О календарях 5: Хронология Анатолия Фоменко 6: Уроки Отца Паисия 7: Болгария - разоренная и разобщенная 8: Парадоксы в истории 9: Печенеги и персы 10: Анахронизмы 11: Василий, Иоанн и Баязид 12: Шишманы 13: Османская Династия 14: Палеологи 15: Сложные графемы 16: Другие завоеватели 17: Римляне, эллины и македонцы 18: Старые Пеларги BIB: Библиография PIX: Рисунки |