ГЛАВА ВТОРАЯ
Где мы нашли данные для заполнения приведенных в предыдущей главе "досье" болгарских царей Ивана Владислава и Ивана Шишмана? Там, где их естественнее всего искать в первую очередь: в исторических хрониках и монографиях современных историков. Конечно, в них они присутствуют в сочетании с другой информацией (как правило довольно скудной) о битвах и отношениях с другими странами. Давайте посмотрим, что и как пишут об этих двух царях. Для удобства будем придерживаться того же порядка, что и в досье. 1. Имя: Иван Владислав Шишман Случайно ли вышло, что в результате нашего формального подхода Иван Владислав оказался связанным с именем "Шишман", а Иван Шишман - с именем "Владислав"? С точки зрения общей исторической картины Средневековья, которую преподносят нам в современной исторической науке, это может быть результатом только случайности: этих двух царей разделяет временной интервал более чем в 300 лет, их династии - разные, эпохи - разные, события - разные ... Совпадение досье - пусть вероятность такого совпадения ничтожно мала - должно быть проявлением уникальности и неповторимости нашего мира, может быть, с добавлением некоторой долей мистики. С этим можно было бы согласиться; пожалуй, можно было бы проглотить и немного фатализма, и несколько каплей сверхъестественного, если бы ... Если бы на этих досье кончились "случайные совпадения". Но это не так. Поэтому давайте продолжим с любопытством в душе оглядываться и искать дальше, искать еще ... Оказывается, имя "Шишман" появляется в связи с Иваном Владиславом. Видный византолог прошлого века Карл Хопф, говоря о дедушке Ивана Владислава, называет его "Шишманом Мокри"(HOPF). Так же называет его и крупный хорватский историк Ф. Рачки (БЪЛ с. 296), и чешский историк К. Иречек. Основанием для этого служат два документа: "Зографски поменик" 1502 года и "Грамота Пинчия" начала XIV века. Но в конце прошлого века "было доказано", что "Грамота Пинчия" - фальшивка. Иречек "поправился"; тем не менее старое мнение встречается в работе 1934 года французского историка Шарля Диля (БЪЛ с. 92). Теперь официальная историческая наука восприняла мнение о том, что "Грамота Пинчия" - фальшивка, созданная в начале XV века. Она выведена из научного обихода и практически не упоминается. Если спросите у современного специалиста о причинах этого строгого приговора, не ждите подробного ответа: "фальшивки" не вызывают особого интереса. Они - третьесортные документы, чьей судьбой может быть только забвение. Но мы можем догадаться почему "Грамота Пинчия" подвергнута анафеме: в ней "смешиваются" факты о династиях Ивана Владислава и Ивана Шишмана, и таким образом она как бы создает "анахронизм". Но после ознакомления с содержанием первой главы уже нельзя обойти старый и важный вопрос: а что если "Грамота Пинчия" - подлинный документ, описывающий подлинные события? Словно для симметрии, в сведениях о царе Иване Шишмане тоже появляется имя "его двойника" - Владислава. Я. Сакызов отмечает (САК с. 126), что "один из сыновей Шишмана, Владислав, который бежал к своему дяде ..." При этом считается, что здесь Шишман - это Иван Шишман. Но может быть в этом случае "Шишман" означает ОТЦА Ивана Шишмана, который тоже имел право на эту же "фамилию"? Упоминание о Владиславе как о сыне царя Ивана Шишмана встречается и у Й. Вылчева (ВЪЛ с. 189). Итак, при жизни Ивана Шишмана у Болгарии был царь, которого звали "Владислав"! Исследуя в литературе сведения об Иване Владиславе и Иване Шишмане, обнаруживаем еще одну любопытную деталь. Дюканж (ДЮК с. 73-74) отмечает, что средневековый хронист Францес называет Ивана Шишмана "Марко". С другой стороны, у дедушки Ивана Владислава было прозвище "Мокри", происходящее от названия "Мокра". "Странно!" - обратит внимание Читатель с метким глазом - "Марко и Мокра пишутся одними и теми же буквами, но только в разном порядке!" На самом деле этот "разный" порядок подчиняется определенному правилу: мы выясним это в главе шестой. 2. Царь государства Болгария Оставим это без коментариев. 3. Имя его жены: Мария В средневековой хронике Зонары жена Ивана Владислава названа Марией (ДОК с. 54). Этот же факт отмечен и в многотомной монографии ИБ, том 3, с. 25. О том, что жену Ивана Шишмана звали Марией, писали в сербских летописях, и еще упоминал об этом дубровнишкий историк Джакомо ди Пиетро Лукари, который ссылается на Лаоника Халкокондила (БОЖ с. 229). Но самым несомненным свидетельством является запись в "Синодике" болгарского царя Борила: "Кире Марии, благочестивой царице великого царя Ивана Шишмана, вечная память." (ТЕКСТ с. 161) 4. Имя престолонаследника: Фружин (Пресиан) Описывая завоевание Болгарии византийским императором Василием II, Зонара рассказывает, что сын Ивана Владислава Прусиан был вынужден сдаться императору, а тот удостоил его званием "магистра" (ДОК с. 54). Другой византийский хронист Скилица тоже называет сына Ивана Владислава Прусианом. В пересказе Кедрина имя Прусиан дано в форме "Фружин", и ее используют многие историки: Ф. Рачки (БЪЛ с. 291), К. Иречек (БЪЛ с. 144). Форме "Пресиан" отдает предпочтение монография ИБ3. Авторитетный болгарский историк первой половины XX века В. Златарский приводит все три формы этого имени (Прусиан, Пресиан и Фружин) как эквивалентные (ЗЛА2). Сведения о престолонаследнике царя Ивана Шишмана более скудные. "История Болгарии" (ИБ3 с. 422) сообщает, что в сохранившихся в монастырях и церквях средневековых "помениках" болгарских царей "перечисляются имена болгарских владетелей, начиная с князя Бориса I и кончая Фружиным, сыном последнего тырновского царя Ивана Шишмана." Й. Вылчев считает, что после смерти Ивана Шишмана его сын Владислав был коронован и при этом получил "прозвище" Пресиян; в мадьярских документах оно дано в форме "Фружин" (ВЪЛ с. 190). Другие болгарские историки считают, что старшего сына Ивана Шишмана звали Александром, а Фружин - следующий по возрасту сын (БОЖ с. 230). Сравнивая семьи Ивана Владислава и Ивана Шишмана, обнаруживаем еще одну общую деталь: 4*. У обоих было много детей. Точнее: у Ивана Владислава - 12 (ЗЛА2 с. 535, 127-137), а у Ивана Шишмана - не меньше 6, хотя неизвестно сколько (БОЖ с. 230). 5. Иван Владислав Шишман становится вассалом владетеля соседнего государства Успехи византийского императора Василия II в войне против Болгарии в 1014-1017 году вынудили Ивана Владислава попытаться заключить мир. Он обменялся с императором письмами и согласился стать его вассалом (Зонара в ДОК с. 54; Мавро Орбини в МАВ с. 93-94; Ф. Рачки в БЪЛ с. 284). В такую ситуацию попал и Иван Шишман. После неудач в войне против турок "Царь Иван Шишман ... начал вести двойственную политику ... и в результате был вынужден стать вассалом Султана ..." (СТА с. 141) Остается добавить, что "султан" - это арабский и турецкий эквивалент слова "император". А теперь рассмотрим одновременно 6. и 7.: 6. Иван Владислав Шишман заподозрен этим владетелем в том, что нарушает свои вассальные обязанности 7. Рассерженный владетель ведет войну, чтобы наказать Ивана Владислава Шишмана Ф. Рачки считает, что принятие вассальных обязанностей Иваном Владиславом вызвало возмущение авторитетной в Болгарии "партии сопротивления". Когда Василий II не выполнил своего обещания вернуть Болгарии город Дирахиум*1, (*1 Дирахиум (Драч) - город на Адриатическом побережье Балканского полуострова.) под ее давлением Иван Владислав был вынужден возобновить военные действия и осадил Дирахиум. В результате "Император Василий указал всему миру на этот поступок как на нарушение миролюбивых уверений ... После этого вошел с войском в Болгарию." (БЪЛ с. 285) Попытку отбросить зависимость от турок сделал и Иван Шишман. Он "стал вести переговоры с Сигизмундом*2 об общей борьбе с нашественниками. (*2 Сигизмунд - император Венгрии.) Узнав об этих переговорах и разгневанный непокорством тырновского владетеля, ... Баязет задумал поход против Тырновского царства с целью подчинить его окончательно." (ИБ3 с. 362) А теперь обратимся одновременно к следующим трем пунктам досье. 8. Во время войны Иван Владислав Шишман убит 9. Иван Владислав Шишман убит при осаде города 10. Иван Владислав Шишман убит неверными Выше мы упомянули, что царь Иван Владислав отправился осаждать город Дирахиум, но в завязавшемся сражении совершенно неожиданно был убит (Скилица в ДОК с. 32; Зонара в ДОК с. 54; Дюканж в ДЮК с. 55-56). По сведениям арабского летописца Альмекина (участника боев!) именно его солдаты убили Ивана Владислава (К. Иречек в БЪЛ с. 144). Несмотря на некоторые различия, основные обстоятельства смерти царя Ивана Шишмана напоминают произошедшее с Иваном Владиславом: защищая город Никополь от турок, он погиб. По некоторым сведениям сначала он был взят в плен, но якобы турецкий султан приказал отрубить ему голову (ИБ3 с. 366). Переходим к следующим двум пунктам: из них несомненно больший интерес вызывает второй (в нашем общем списке это номер 12). 11. После смерти Ивана Владислава Шишмана его государство завоевано победителями 12. Завоевание происходит по договору Официально принятая точка зрения о завоевании Болгарии турками сформулирована четко в многотомной монографии "История Болгарии": ""Анонимная летопись" сообщает дословно, что после убийства Шишмана "султан завладел болгарской землей и поставил там, по всей болгарской земле, своих управителей." (ИБ3 с. 366) Подробностей о том, как обустраивались завоеванные турками территории, очень мало. Но одна характерная деталь бросается в глаза: это то, что завоевание совершилось "по договору" с местными боярами (СТА с. 141, с. 143). Но то же самое случилось и три с половиной века до этого. Чешский историк К. Иречек пишет, что завоевание Болгарии Василием II произошло "... в 1018 году, после того как последний болгарский царь пал около Дурацо*3. С отдельными боярами, или точнее с отдельными князьями Болгарии, (*3 Дурацо - город Драч (Дирахиум) на Адриатическом побережье.) Македонии и Албании были заключены договоры, их права были подтверждены хрисовулами. ... Точно также поступают три с половиной века спустя и турки с тогдашними болгарскими, сербскими, албанскими и греческими владетелями." (БЪЛ с. 126). 13. После завоевания Церковь государства Ивана Владислава Шишмана переходит в подчинение Церкви Византии Судьба Болгарской Церкви после византийского завоевания видна из двух грамот Василия II: "... мы утверждаем преблагочестивого монаха Иоанна быть архиепископом Болгарии и управлять делами, относящимися к архиепископии." (ДОК с. 18) "Постановляем, чтобы пресвятой архиепископ Болгарии ... собирал каноникон ..." (ДОК с. 19) Таким образом, глава Болгарской Церкви назначался из Византии, и оттуда определялись основные правила его деятельности. То же самое произошло и после турецкого завоевания: "... болгарская народностная церковь была обезглавлена одним ударом - заточением Патриарха Евтимия. Византийский патриарх поспешил прибрать к рукам Болгарскую Церковь. Тырновская патриаршия, этот крупный очаг болгарского просвещения, был уничтожен ..." (СТА с. 157) В обоих случаях болгарская патриаршия перестала существовать, а относительно автономная Охридская архиепископия*4 возглавлялась архиепископами почти. (*4 Охрид - старая столица Болгарии. Считается, что Охридскую архиепископию учредил император Юстиниан I, который был родом из тех мест, и поэтому иногда ее называют "Юстиниана Прима". ) исключительно греческого происхождения, которые назначались из Константинополя.
Иордан Табов: 1: Досье в истории 2: Иван Владислав Шишман 3: Средневековые турки в первом приближении 4: О календарях 5: Хронология Анатолия Фоменко 6: Уроки Отца Паисия 7: Болгария - разоренная и разобщенная 8: Парадоксы в истории 9: Печенеги и персы 10: Анахронизмы 11: Василий, Иоанн и Баязид 12: Шишманы 13: Османская Династия 14: Палеологи 15: Сложные графемы 16: Другие завоеватели 17: Римляне, эллины и македонцы 18: Старые Пеларги BIB: Библиография PIX: Рисунки |
var gaJsHost = (("https:" == document.location.protocol) ? "https://ssl." : "http://www."); document.write(unescape("%3Cscript src='" + gaJsHost + "google-analytics.com/ga.js' type='text/javascript'%3E%3C/script%3E")); |