на главную
  глава 1 глава2 глава3 глава4 глава5 глава6 глава7 глава8 глава9 глава10 глава11 глава12 глава13

Уважаемый Женя!
Ну вот и обещанные ссылки

КТО? ГДЕ? КОГДА???

К моменту осознания необходимости создания финансовой паутины в Ойкумене, находящийся под властью Империи, уже произошло деление на касты (португ.), кастусы (лат.), джати (санскр.), то есть обособленные группы, характеризуемые чистотой их состава. Само слово каста означает «чистый». Первичное обособление происходило вследствие выполнения определенными группами населения специфических социальных функций, а так же наследственных занятий и профессий, зачастую на эндогамной основе.

Сложилась определенная иерархия каст – архаичных сословий. Выражаясь современным языком, сформировались социальные ранги.

Ведущей кастой Империи стали воины, богоборцы, богатыри, Израиль. Учитывая степной характер экспансии - всадники, давшие начало сословию: всадников, шевалье, рыцарей, сипахов, шляхты… людям на коне.

Следующей в иерархии каст были служители культа, они и дали начало сословию духовенства, иудеям… людям в сутане.

Заключала этот триумвират, троицу высших, правящих каст, каста князей, управителей…людей в короне.

Как мы уже отмечали выше, третья составляющая, по сути, является производной из первой, или очень сильно с ней увязана. Итак, высшие касты-классы сводятся к двум.

Мы уже дали им названия принятые в одном из используемых нами фактологических источников, то есть назвали Израилем и Иудеей. Кому не нравиться могут заменить названия - на Werbstand - воины и на Lebrstand – учителя, как это принято в эддических песнях. Могу предложить другую трактовку Armanen – воины и Istvaeonen – маги, жрецы. Это уже Плиний, Тацит и Пифей. Главное, основной смысл это не меняет.

Однако мы забываем, что была, конечно же, была и низшая, по нашим представлениям, каста. Именно по нашим. Потому, как у древних, она носила высокий титул касты кормильцев, Nabrstand (в Эддах), Ingvaeonen (по Тациту).

Значит, косвенные улики подтверждают, что первоначальное деление на глобальные классы-касты в Империи уже произошло к моменту создания структуры управления, то есть к анализируемому нами моменту.

Кроме вышеперечисленных архаичных сословий, при развитии ремесел и закреплении оседлой части завоевателей на земле, наметилось дальнейшее деление населения на более мелкие обособленные группы по принципу объединения на профессиональной и ремесленнической основе. При том данный процесс наблюдался в основном в низшей касте кормильцев, в которую добавлялись члены касты воинов по причине профессиональной непригодности (болезнь, увечье, старость…).

Начинается формирование, так хорошо всем известных: лиг, цехов, гильдий, гостевых дворов, товариществ и союзов. В современном языке их называют корпорациями, что впрочем, одно и тоже, потому как корпорация – это «объединение» на латыни. А все перечисленные структуры означают буквально то же самое, только на разных языках.

При более близком рассмотрении, и по своему значению - это братья близнецы, созданные, как объединения профессиональных работников (ремесленников), одной или родственных специализаций, для обеспечения за их членами монополии на производство и предложение (сбыт) товаров и услуг.

Таким образом, создание финансовой сети Империи на базе формирования отдельной профессиональной касты, не было чем-то из ряда вон выходящим и вытекало из эволюционного развития самого общества в целом.

Подробнее остановимся на той среде, из которой рекрутировался кадровый состав будущих сборщиков дани – мытарей. Мы употребляем этот термин, опираясь на известную терминологию Нового Завета, именующего так сборщиков пошлины и на известный факт, что в Древней Руси существовала государственная пошлина с торговли именуемая «мытом» и собираемая при проезде через заставы, на которой и сидел не безызвестный нам Матфей. Упразднена была та пошлина не так давно, Торговым уставом в 1653 году, в Москве же и Нижнем Новгороде существовала до 1753 года. В память нам от нее осталось замечательное выражение – «мытарить», синоним «мучить».

Вернемся к нашему анализу. Мытари имели достаточно широкую среду, из которой их набирали.

Взявшая на себя эту тяжелую работу, каста духовенства уже достаточно сложилась и оформилась, для выполнения таких функций. Образованная, как мобильная группа миссионеров при ордынских отрядах колонизаторов, если хотите землепроходцев, к моменту окончания первичной экспансии она уже формализовалась и структуиризировалась достаточно качественно. Принимая во внимание, что на данном этапе столицей военной составляющей Империи (Израиля) был постоянно перемещающийся Стан – ставка Верховного Хана со следующим за ним караван-сараем (походным складом), то можно предположить, что и духовная столица второй составляющей Империи (Иудеи) была также привязана к ханской ставке. Необходимость стационарного закрепления духовной столицы, то есть создания Святой Обители (Иерусалима) на постоянном месте была не целесообразна, учитывая опять же миссионерскую задачу духовной касты в обозе колониального войска.

При изучении западноевропейской истории, мы сталкиваемся с интересным фактом. Оказывается, франкские короли не были никакими королями с дворами и дворцами. Они перемещались с дворовым поездом от замка к замку и могли останавливаться там только до тех пор, пока в замке не были израсходованы все припасы. Как объясняется эта кочевая деятельность, почему шел король к народу, почему, наоборот, не шел народ к королю? Где же их королевское самосознание и самонадеянность, которая будет в позднем средневековье признаком королей? Может первые "короли", были просто командирами мобильных подразделений Орды? Были Воеводами Израиля?

Первый этап завершился началом закрепления на земле. С момента вычленения из воинской касты двух групп возвращенцев-хазар, воинов вернувшихся к мирной жизни. Во-первых, ветеранов из простых воинов, отошедших от воинской службы из-за их не пригодности к дальнейшему участию в экспедициях по ряду причин: болезнь, возраст, увечья, ранения. Во-вторых, высшей воинской, воеводской верхушки, оставившей службу по своим побуждениям. Первую группу, ранее принимаемую в метрополии в отдельном регионе, типа Дома Ветеранов (Хазарии), теперь начали размещать на завоеванных землях в качестве вспомогательного персонала при посадниках - управителях. Вторая группа образовала поземельных бояр, награжденных за службу наделами земли и осевших на ней. Начало формироваться сословие дворян (не при дворе, а при дворах), первоначально как вышедших в отставку высших дружинников военной касты, получавших землю и двор в награду за службу. Магнаты, бароны, кабальеро – первая волна оседлых воинов.

Зацепившись за землю, земщина начала прирастать хозяйством и поселенцами. Но именно это и позволяло укрепиться на завоеванных территориях. Колонизация пространства начинается с его стационарного обживания. Одновременно на новых территориях обосновывался административный аппарат управления и контроля за выполнением указаний центральной власти: короли, дьяки, графы, гранды, маркизы и другие должностные лица, наместники центральной власти на местах.

Вокруг теперь уже стационарных пунктов размещения - замков и посадов начали формироваться поселения земледельцев и ремесленников под охраной мечей малых дружин.

В свою очередь и духовная власть начала размещать по соседству свои стационарные пункты – обители и монастыри. Начала стационарно закреплять в местах сосредоточения населения культовые сооружения – молельные дома. Первоначально, как общинные дома, место сбора общины, соборы и приходы, синагоги и бет-кнесеты.

Уже первоначальные миссионерские общины, следовавшие за Ордой, в силу военизированного их построения были больше похожи на воинские подразделения, чем на мирных пастырей. Первые известные монашеские образования: ессеи и назареи, строились по образу и подобию дружины, с наличием Устава и строгой дисциплины. Недаром понятие орден и Орда созвучны и образованы от единого корня «порядок».

Глубокое заблуждение, что под орденом подразумеваются только духовно-рыцарские образования, укоренилось в сознании и литературе. Это далеко не так. Понятие орден в период его широкого распространения подразумевало обозначение сословных групп, четко различающихся по своим правам, функциям и образу жизни. Общество первоначально четко делилось на три ордена: молящихся, сражающихся и трудящихся. Итак, то о чем мы уже говорили выше, вернулось на круги своя.

Общины под руководством отцов (аббатов) вырабатывали своды правил, по которым они существовали. Одними из наиболее древних являются так называемые «Устав общины», «Книга Дамасского завета» и «Устав войны Сынов Света против Сынов Тьмы», найденные среди Кумранских свитков – библиотеки ессеев. Эти документы типичные инструкции для замкнутой касты, проживающей вдали от метрополии.

Создание новых общин по образу и подобию первичных аскетических миссионерских отрядов было признано, выражаясь современным языком, целесообразным и рекомендовано к внедрению повсеместно и на всех территориях. Победное шествие новых монастырей, с новообращенной братией, живущей по апробированным законам и правилам, регулировалось уже единым Уставом, созданным наподобие уставов первичных общин. Первоначально данный устав именовался Уставом Рудольфа, потом на смену ему пришел Устав святого Бенедикта. Именно с момента утверждения единого Устава святого Бенедикта, сменившего походный Устав святого Колумбана, и повсеместного подчинения ему всех братских общин, получивших название бенедиктинцы и надо вести отсчет создания структуированой касты духовенства, как второй силы Империи. В истории это известно под названием Клюнийская реформа. Монашеские ордена, будем для простоты называть их этим привычным названием, хотя орден это, по сути, Устав братства (свод его правил), делились на лавры (от лат. «квартал»), расквартированные в населенных пунктах, и монастыри, стоящие обособленно и сами становившиеся зародышами таких поселений.

Мы специально так подробно рассмотрели предысторию создания монашеских братств, потому как они и являлись прообразом создания финансовой сети Империи и были первоначально ее основой и опорой.

Иудея, впредь везде мы будем именовать духовную власть этим термином, образовала обширную конгрегацию, включавшую сотни монастырей, зависящих от центральной власти. Получив новую задачу создания финансовой структуры Империи, она, естественно, решила использовать существующую сеть братств, как опорную сеть новой системы.

Итак, первая задача кадровой проблемы - верность власти и вере, была решена. Остались еще две: близость к государствообразующим кастам и наличие профессиональных знаний.

Кастовая замкнутость, обособленность, возникшая, как следствие первоначальной эндогамной основы при формировании каст, требовала привлечения к участию в финансовой сети, практически, представителей всех сословий. Как нельзя, кстати, общие законы Империи выделили такой социальный клан. Но предварительно рассмотрим, на каких общих законах базировалось законодательное право в Ойкумене.

Естественно, если существует, пусть еще не сформировавшееся, но стремящееся к централизации единое государство, то оно должно иметь общий свод каких-либо правил, регулирующих взаимодействие и общее проживание в нем. Для дисциплинированного войска достаточно войсковых правил, уставов и приказов командира. Однако при войске существует обоз, всяческие маркитанты, квартирьеры, интенданты, в конце концов, полковые бордели и многое другое. Взаимоотношения с этими уже сложившимися к тому времени образованьями и с населением завоеванных территорий предполагает существование неких правил, законов или положений. Сборники таких правил законодательно закрепляют те положения, в толковании которых есть настоятельная необходимость. Для войска в походе это в первую очередь правила внутри войска и правила общения с окружающей средой, то есть перечисление преступлений и наказаний, принцип личности права (а не территориальности права), принцип наследования, правила судопроизводства для покоренных народов и тому подобное.

Такими сводами законов, практически повторяющими друг друга, являются, так называемые, Варварские правды (лат. Leges barbarorum). Описание их это отдельная тема. Они существовали практически во всех землях Ойкумены, основываясь не на территориальном, а на этническом принципе субъектов права, что дает нам основание предположить, что перед нами походные законы экспедиционных подразделений, переносимые на подконтрольные территории волевым решением. Это могло осуществляться приказом наместника - королевским эдиктом, решением общего собрания поселенцев (правда, leges) или установлением договорных отношений между местным населением и властью (пакт). Так или иначе, общие законы внедрялись везде, иногда принимая форму отдельных законов для местного населения (законы для римлян).

Проследим победное шествие вышеупомянутых законодательных актов по землям Ойкумены.

Предварительно необходимо сделать существенную оговорку для дальнейшего продвижения в нашем расследовании. Все приведенные улики, прямые и косвенные, в нашем расследовании будут лишены одной детали. Они не будут датированы. Если необходимо пояснить почему, надо писать отдельное отступление или ждать главы о Скалигерах.

Вернемся к законодательной базе.

Первые варварские законы в письменном виде появились у вестготов — Кодекс Эуриха, так называемая Вестготская Правда (лат. Codex Eurichi, Lex Visigothorum), причем был создан специальный свод законов для римлян, находившихся под властью вестготов (лат. Lex Romana Visigothorum). Одновременно были записаны: у остготов - Эдикт Теодориха (лат. Edictum Theoderici); у бургундов - Правда Гундобада, или Бургундская Правда (лат. Lex Gundobada, Lex Burgundionum), а также специальный свод для римлян (лат. Lex Romana Burgundionum). К этому же периоду относится запись франкской Салической Правды (лат. Lex Salica), наиболее известного памятника древнего права. Эта группа законов точно проводит границу между законами для Ордынских частей (готами, гуннами) и законами для покоренных народов (римлянами). Чуть позднее, по инициативе франкского короля Хлотаря II (или алеманнского герцога Лантфрида), была записана Алеманнская Правда (лат. Lex Alamannorum, Pactus Alamannorum). В королевстве лангобардов в действие был введен Эдикт Ротари (лат. Edictus Rothari), один из самых объемных сводов (388 глав). Затем появляется Рипуарская Правда (лат. Lex Ribuaria), представлявшая собой переработку Салической Правды. Баварская Правда (лат. Lex Baiuvariorum), особенностью которой является гарантия свободы, собственности и жизни. Благодаря деятельности Карла Великого были записаны Правда Хамавов (лат. Lex Chamavorum), Фризская Правда (лат. Lex Frisionum), Тюрингская, или Англо-варнская Правда (лат. Lex Thuringorum/Angliorum et Verinorum), Саксонская Правда (лат. Lex Saxonum), в которых, наряду с особыми племенными обычаями, выражено стремление закрепить господство короля. Из англо-саксонских законов особый интерес представляют первые записи кентского права - Правда Этельберта и Уэссекского - Правда Инэ. Схожее с варварскими законами явление представляют скандинавские областные законы, законы викингов, норманнов и варягов. Продвижение всех вышеперечисленных законов имеет характерную особенность. По времени их появления на территориях, видно продвижение от центра метрополии к ее периферийным частям, при этом в последних (У фризов, саксов, англов, турингов) начинают появляться, наряду с личностным законодательством, законоположения государственного права.

Наиболее ярким представителем данных законодательных актов является Русская Правда, включающая отдельные нормы «Закона Русского», Правду Ярослава Мудрого, Правду Ярославичей, Устав Владимира Мономаха и др. Основа ее положений - защита жизни и имущества княжеских дружинников и слуг, положение зависимых людей, обязательственное и наследственное право.

Многие положения Правд: положения о наследстве, статьи об опеке, о пользовании чужим конем и т.д. вошли в так называемую Кодификацию Юстиниана, «Корпус гражданского права» (Corpus juris civilis), собрание римских законов и сочинений юристов, явно скомпилированное из Варварских Правд намного позднее. На протяжении многих веков эта компиляция, как нам говорят, служила главным источником права большинства европейских стран. И вплоть до настоящего времени остается основой европейского, так называемого романо-германского права. Однако необходимо напомнить, что на Руси правовой основой служили «Кормчие книги», текстуально совпадающие и с тем и с другим источником.

Этот экскурс в законодательную историю был нам необходим, для того, чтобы понять, откуда Иудея получила возможность вербовать представителей всех сословий, каст для службы в своей финансовой системе. Итак, Варварские Правды, наряду со многими правилами и положениями, определяли принцип наследования, или, грубее говоря, принцип существования в кастовой среде определенных групп населения, получивших в правовом отношении общее название – «изгои». Заметим сразу же, что к слову «гои» это не имеет никакого отношения. Лексическая составляющая этого юридического термина происходит от слова «гоить» - жить и слова «Гой» - мир, мирное общество. Отсюда и изгой - «выжитый из рода, оставшийся без ухода». Вернемся к тому, как определял их свод законов. Варварские Правды подразделяли изгоев на следующие категории: неграмотный попович, выкупленный смерд (раб по историческому), купец, честно разорившийся и сирота княжеский. Да еще четвертый сын, так как земля (наследство) делилась по следующему принципу: коронный участок – старшему, второму и третьему остатки, а четвертому и всем последующим по Правде, то есть ничего. Известная сказка, про кота в сапогах нам все это иллюстрирует замечательно. Все эти, так называемые, «дети вдовы» без покровительства в этом мире не оставались и шли под руку духовенства, так как, те же Правды определяли, что общество дает им «коня, доспех и покрут», то есть службу государству. Делалось все это из стратегических соображений: с одной стороны - не дробления капиталов и земельных уделов, с другой - не тиражирования бездомного и нищего люда. И волки сыты и овцы целы.

Вот из этого многоликого и многогранного сообщества изгоев и черпала Иудея вторую составляющую новых своих служилых людей. Хочу заметить, что духовенство в то время имело три степени священства, подразделялось на три отдельные подгруппы: дьяконство, иерейство и пресвитерианство. Дьяки – служилые думные люди, государственные чиновники. Иереи – служилые люди церкви, чиновники духовенства. Пресвитеры – старшие духовные лица, непосредственно представители касты духовенства. Как мы видим, две первые подгруппы это служилые люди, привлеченные Иудеей для выполнения административных задач имперского характера, имперские чиновники. К служилым людям духовенства (иереям) и относились изгои, попавшие под руку церкви, из них часть, по всей видимости, не знатная и грамотная, была направлена на места мытарей.

Итак, вторую задачу кадровой проблемы, задачу представительства всех каст в составе мытарей, духовенство решило с помощью изгоев.

Осталась последняя задача - профессиональная подготовка кадров.

Напомним, что при каждом воинском подразделении, при каждой дружине в походе, ватаге ушкуйников, шайке разбойников, ладье викингов, обязательно присутствовала группа торговцев, мародеров, маркитантов, одним словом гиен войны. Необходимых и обязательных. Обслуживающего персонала в походе. Из них в последствии сформировалась каста торговцев, существование которых регламентировалось воинскими уставами и походными правилами. Достаточно замкнутое сообщество, образовавшееся в основном по родственному принципу, передающее свои права и сферы влияния только внутри своих, к анализируемому нами периоду выросло в довольно обширную, сильную и обособленную касту. Каста купечества практически монополизировала мировую торговлю и мировые караванные пути, приступила к стационарному освоению покоренных земель, созданию укрепленных поселений, градов, и созданию в них специализированных торговых мест – торгов, дворов, слобод. Разделение купечества начало приобретать специализированную форму. По товарным признакам - суконное, полотняное, шелковое…купечество, и по функциональным признакам - гости – межрегиональное купечество, сурожане, варяги, и т.д. Одним из таких общепринятых названий вновь нарождающейся касты стало общемировое название торгового люда – «жиды».

Купеческие объединения – жиды представляли в то время прекрасную среду для воспитания будущих профессиональных счетоводов, финансистов имперского уровня. По ряду причин они являлись готовым продуктом для будущей централизованной системы финансового оборота. Во-первых, они имели достаточно высокий образовательный ценз и подготовку, во-вторых, широкие горизонтальные и вертикальные связи, в-третьих, проблему созданную законодательным путем (проблему изгоев, то есть проблему лишних сыновей, и разорившихся купцов).

Привлечение специалистов из среды купечества позволило изначально поставить всю систему сбора десятины на профессиональную основу, что предопределило успех всего начинания в целом.

Таким образом начало второго этапа формирования Империи, переход от Империи экспансии, Империи раздвижения границ и покорения новых земель к Империи освоения этих земель и создания единого целостного государства на принципах договорной конфедерации, ознаменовалось созданием финансовой сети с общим центром сбора и распределения дани. Можно сказать, что создание такой сети и предопределило переход к этому этапу и создало предпосылки к качественному скачку, созданию Великой империи на экономических принципах объединенной и связанной едиными экономическими интересами. Иудея начала ткать паутину, которая должна была стянуть все покоренные территории в единое целое центростремительными силами общих финансовых и имущественных интересов. Цель была ясна. Средства определены, Исполнители найдены. Паутина начала свое существование пока, как центры сборы десятины-мыта, размещенные в монашеских обителях: лаврах и монастырях, под защитой их стен и с благословения духовных отцов.

Следующий этап предполагал обособленность ее от монашеской братии.

Следующий этап предполагал создание нового космополитического, гражданского мирового порядка.

Это не было внезапным. Общая неуправляемость движением, предпринимаемым торговцами и купцами, возникновение ремесленников и сферы обращения товаров, поиски возможностей для относительно неурегулированной торговли и производства, без обложения данью, вызвали необходимость формализации и структурирования всего этого процесса.

Продолжение следует...


глава 1 глава2 глава3 глава4 глава5 глава6 глава7 глава8 глава9 глава10 глава11 глава12 глава13

 
Hosted by uCoz