на главную
  глава 1 глава2 глава3 глава4 глава5 глава6 глава7 глава8 глава9 глава10 глава11 глава12 глава13

С благодарностью
Александру Петрову,
Александру Шульгину и эларам.

 

 

ВО ЧТО ЖЕ ОНИ ВЕРИЛИ?

Начнем данную главу со старинной английской поговорки.

“What is hits is history,
And what is mist is mystery”
(Что в цель попало, то история,
А где туман, там тайна.)

Мы привели ее только потому, что данное наше исследование к истории не относится.

Для того, что бы попытаться приблизить к пониманию какую Веру или учение исповедовали в период Империи, надо попытаться откатится в тумане времени далеко назад, по крупицам выискивая остатки этого учения, сохранившиеся в известных ныне религиях и обрядах.

Начнем рассмотрение с известных учений после античного периода.

ДРУИДЫ маги Запада.

Учение друидов во многом сходно с доктринами гимнософистов и браминов в Индии, магов в Персии, жрецов в Египте и всех жрецов древности вообще, как нам известно, по «историческим» реконструкциям этих учений. Их обряды совершались и в Британии, и в Галлии остров Энглези считался их главным местопребыванием. Слово друид произошло от слова дуб это дерево почиталось в высшей степени священным среди кельтов; но некоторые исследователи считают, что слово друид происходит от галльского слова мудрец или кудесник.

Храмы. — Их храмы, где хранился священный огонь, всегда стояли на возвышении и в густых дубовых рощах; они были разного вида — круглые, потому что круг изображал вселенную; овальные, как намек на всемирное яйцо, крестообразные, потому что крест — эмблема перерождения или с крыльями, чтобы изобразить движение божественного духа. Три главных храма такого рода находились в Британии Стоунхендж и Абурийский на юге, Шапский в Кемберленде. Где камней было мало, там они заменялись земляными валами, и храм состоял из высокого вала и рва.

Обряды. — Их главные божества сводились к двум — мужскому и женскому великие отец и мать, Гю и Церидвен, Озирис и Изида, Вакх и Церера, или какие-либо другие высшие боги и богини, символизирующие собой два начала всякого существа. Великие периоды посвящения наступали каждую четверть года и определялись движением солнца, когда оно достигало равноденственных и солнцестоятельных точек. Но временем ежегодных празднований была ночь на первое мая, когда огни зажигались по всему острову и горели до рассвета чтобы ввести майские игры, от которых взяли начало все национальные игры, и прежние, и настоящие. Вокруг этих огней водили хоровод в честь солнца, которое в это время года, как говорили в смысле символическом вставало из гроба.

В празднество 25 декабря разводили большие огни на вершинах гор, чтобы возвестить о рождении бога Солнца. Это празднество справляли во всем древнем мире. Летнее солнцестояние праздновалось 24 июня. Оба эти дня до сих пор празднуются первый как Рождество, а второй как Иванов день.

Доктрины. — В учении друидов есть одно высшее существо, будущее состояние возмездия или наказания, бессмертие души. В их учений главным было, что вода есть первое начало всех вещей и она существовала до сотворения мира в неприкосновенной чистоте. Однако в их другой доктрине, день происходит от ночи, потому что ночь или хаос, существовала до сотворения дня. Они учили еще, что время есть только перехваченный отрывок вечности и что существует бесконечный ряд миров. Политическая и судебная власть. — Во многих случаях власть друидов превышала власть государя. Разумеется, они были единственными толкователями религии и, следовательно, распоряжались всеми; ни одному частному лицу не дозволялось приносить жертву без их разрешения. Они имели власть отлучать от храма, самое ужасное наказание после смертной казни, действие которого постигало даже самых высших сановников. Великий государственный совет не мог объявить войну или заключать мир без их участия. Они решали все споры окончательным и неизменным приговором и властны были подвергать смертной казни.

Жрицы. — Жрицы, в белых одеяниях, с металлическим поясом, предсказывали будущее по наблюдению естественных явлений. Многие из этих жриц неизменно сохраняли девственность. Жили они на пустынных скалах, о которые разбивались волны океана, и моряки смотрели на эти утесы, как на храмы, окруженные несказанными чудесами. Таким образом остров Сен, или Лиамбис, остров Святых, близ Ушанта, был местопребыванием некоторых из этих жриц, прорицавших морякам.

Хотя их владычество - было уничтожено римлянами, многие из их религиозных обрядов существовали гораздо дольше, и даже в одиннадцатом столетии, в царствование Канута, необходимо было запретить народу поклоняться солнцу, луне огням и пр. Бесспорно, даже во франкмасонстве еще держатся многих друидических обрядов.

ДРОТТЫ. Скандинавские жрецы назывались дроттами. Их сословие было учреждено скифским правителем по имени Сигге. который впоследствии принял имя Один. Дротты, в количестве двенадцати, были в одно время и жрецы и судьи; от них произошло впоследствии учреждение присяжных в Англии. Их власть не имела пределов, в силу дарованного им преимущества выбирать человеческие жертвы, что распространялось даже на верховных правителей — отчего возникла необходимость стараться заслужить доброе расположение верховных жрецов; так как это сословие, подобно священнослужителям у израильтян ограничивалось одним родом.

Скандинавская триада обыкновенно изображается в виде Одина, главного божества, Тора, первородного сына, известного посредника между божеством и людми власть которого над миром неограниченна. и Фрейи, гермафродита, с разнородными символами владычества над любовью и браком. В наставлениях неофиту сообщали, что величайший и древнейший бог есть Альфадер (отец всех) с двенадцатью эпитетами, напоминающими двенадцать атрибутов солнца, двенадцать созвездий, двенадцать главных богов в Египте, Греции и Риме.

Главным праздником в году, как у друидов, было зимнее солнцестояние. Праздник получил название Иуль и был порой повсеместных пиршеств.

ВОЛХВЫ. Однако волхвы не имеют единого названия, ибо у них были весьма разнообразные функции.

Наименования жрецов:

ЛИГУШОНЫ —низшие служители славянского языческого культа в литовских и прусских зеилях.

ОБАЯННИКИ — фокусники, которых призывали.

КУДЕСНИК — совершал разные заклинания и чародейственные обряды, в кудесы (бубны) бия и предвещая будущее. Шаман.

СНОВИДЦЫ — рассевали в на роде разные предзнаменования на основании виденных ими снов и уверяли, что они приняли извещение свыше.

ВОЛХВЫ — во время народных бедствий толковали народу причины несчастий, часто указывал на каких-либо лиц, называя их виновниками и обрекая народному мщению.

ОБЛАКОПРОГОННИКИ — волшебники, которые повелевали дождем и ведром и через то самое могли приносить урожай или неурожай.

ВОЛКОДЛАКИ могли вызвать затмение солнца.

ВЕДУНАМИ и ВЕДУНЬЯМИ называли лиц обоего пола, знавших тайную силу управлять обстоятельствами

ЗНАХАРИ.

ВОРОЖЕИ — привораживали жениха и невесту.

ВЕЖЛИВЕЦ — знахарь, которому поручается оберегать молодых от порчи, дурного глаза и прочего зла.

ДОКА — исцеляющий болезни и снимающий порчу мастер своего дела.

КОБНИКИ — служители культа, присматривающие за статуей бога и участвовавшие в обрядах жертвоприношения.

Самыми знаменитыми волхвами были Валтасар, Мельхиор и Каспар, которые первыми поведали иудеям о рождении Иисуса. И хотя они были язычниками и никогда не принимали христианского крещения, их не только объявили святыми, но даже в их честь построили в Кельне собор, в котором ныне хранятся мощи сих святых язычников.

Неизвестно, как появились мощи святых язычников в Кёльне. Но вот то, что о них знал МаркоПоло:

ГЛАВА ХХХI
Здесь начинается рассказ о большой области Персия.
Большая страна Персия, а в старину она была еще больше и сильнее, а ныне татары разорили и разграбили ее. Есть тут город Сава, от куда три волхва вышли на поклонение Иисусу Христу. Здесь они похоронены в трех больших, прекрасных гробницах. Над каждой могилой квадратное здание, и все три одинаковы и содержатся хорошо. Тела волхвов совсем целы, с волосами и бородами. Одного волхва звали Белтазаром, другого Гаспаром, третьего Мельхиором.

Марко спрашивал у многих жителей города, кто были эти волхвы. Никто ничего не знал, и только рассказывали ему, что были они царями и похоронили их тут в старые годы.
Но вот еще что узнал он все таки: впереди, в трех днях пути, есть крепость Кала Атаперистан, а по-французски «крепость огнепоклонников», и это правда, тамошние жители молятся огню, и вот почему почитают они огонь: в старину, говорят, три тамошних царя пошли поклониться новорожденному пророку и понесли ему три приношения: злато, ливан и смирну;
Хотелось им узнать, кто этот пророк: бог ли, царь земной или врач. Если он возьмет злато, говорили они, то это царь земной, если ливан, — то бог, а если смирну, — то врач.
Пришли они в то место, где родился младенец; пошел посмотреть на него самый младший волхв и видит, что младенец на него самого похож и годами, и лицом; вы шел он оттуда и дивуется. После него пошел второй и увидел то же: ребенок и летами, и лицом такой же, как и он сам; вышел и он изумленный. Пошел потом третий, самый старший, и ему показалось то же самое, что и первым двум; вышел он и сильно задумался.
Сошлись все трое вместе и порассказали друг другу, что видели; подивились да и решили идти всем трем вместе. Пошли вместе и увидели младенца, каким он был на самом деле, а было ему не более тринадцати дней. Поклонились и поднесли ему злато, ливан и смирну Младенец взял все три приношения, а им дал закрытый ящичек.
Далее в следующей главе он рассказывает, что в том ящичке лежал Алатырь-камень, от которого возжегся волшебный огонь, которому с тех пор и поклоняются в странах тех волхвов. Довольно странная трактовка известного сюжета.

Тему волхвов мы развивать не будем, заметим только, что в Средние века название Персия происходило от общеславянского «перси» то есть «грудь». Такое название носила приступная стена Кромов – городских замков называемая по-другому «грудь города». Города такого типа получили в архитектуре термин «города персейского типа». Так, что к исторической Персии, средневековый термин «Персия» никакого отношения не имеет. Он обозначал то же что Гардарика – страна городов.

Закончим на волхвах перечисление легендарных жрецов и посмотрим более поздние учения.

Основой широкого поля учений распространившихся по всему миру стало учение Мани – манихейство.

Манихейство. — Печальные умозрения дуализма, чистого и простого, вечность и абсолютное зло вещества, вечная смерть тела, неизменность принципа зла — вот что господствует в смеси, принявшей от Мани свое название и смешивающей магизм. Не ведомый Отец, Предвечное Существо Зороастра, совершенно отвергается Мани, который разделяет вселенную на две несогласуемые области: света и тьмы, одну выше другой. Бог света имеет бесчисленные легионы воинов (эонов), во главе которых находятся двенадцать высших ангелов, соответствующих двенадцати знакам Зодиака. Сатанинское вещество окружено подобной же ратью. Власть называется Мать Жизни она и есть душа мира.

Последователи Мани разделялись на избранников и слушателей.; первые должны были отказаться от всяких телесных наслаждений, от всего, что может помрачить в нас небесный свет; со вторыми обращались не так сурово.

Типичный гностицизм антиков или первохристиан.

Между тем такое заключение было бы преждевременным и поспешным. Мы располагаем подлинными манихейскими молитвенными текстами, которые на основаниях палеографии историки датируют приблизительно 400 г. н. э. Эти тексты, написанные на свинцовых таблицах, в целом уже содержат имена манихейских божеств и ряд важнейших положений манихейства. Однако до появления Мани остается зазор более чем в 100 лет. Между тем к этому добавляются другие соображения. Сами манихеи называют себя мандеи от восточно-арамейского обозначения гнозиса, «манда» Однако более обычным их само названием является другое, а именно назареи. Характерно, что этот термин служит сейчас для обозначения христиан. Уже Иисус в евангелической литературе (Матф. 2.23) называется назарей. Этот термин обосновывается тем, что он происходит из города Назарет. Однако в надписи Картира из Накш - и - Рустама перечисляются последователи различных незороастрийских религий, которые, судя по хвастливым словам жреца, подвергались преследованиям с его стороны. Он называет там вместе как христиан, так и назареев. Эту надпись можно датировать приблизительно 275 г. н. э. Таким образом, в то время в пределах сасанидского государства существовали и христиане, и назареи как последователи двух религиозных обществ, причисляемых иранским государством к разным конфессиям.

Таким образом, по всей видимости, манихеи носили имя назареи, которое означает нечто вроде «блюдущих обряды».

Согласно книге Чисел (6, 121), назареями называют людей, принявших на определенное время обет воздержания.( на иврите буквально «тот кто принял обет») Они, в частности, воздерживаются от употребления вина и всего, что производится на основе винограда. Они не стригутся и не должны находиться рядом с телом умершего (даже из числа ближайших родственников). По окончании этого периода они делают приношения и возлагают жертвы в святилище, выбривают череп, сжигают волосы на алтаре, после чего возвращаются нормальной жизни. Обычай назарейства бытовал исключительно на земле Израиля и перестал существовать с разрушением Храма.

. Библия приводит два случая пожизненного назарейства Самсон (Суд. 13, 2-5) и Самуил (I Сам.1.11)

Когда мы пытаемся точнее определить возраст и возникновения манихеев, то уже при изучении мы сталкиваемся с парфянским миром. Германский историк и религиовед Гео Виденгрен пишет: «Этот результат великолепно подтверждается и недавно публикованными мандейскими текстами, посвященными их древнейшей истории. В них утверждается, что парфянский царь Артабан — к сожалению, мы не можем точнее определить, что представляет собой эта фигура, - сыграл решающую роль для возникновения назорейской общины. В тех же текстах манихеи и их центральная фигура, Иоанн Креститель, прочно связываются с горами Мидии». (Geo Windengren. Mani und der Manichaismus. Stuttgart, 1961) Следует добавить что новейшие исследования приходят к заключению о том, что действительно существовала связь между манихеями и кумранской общиной то есть ессеями.

Учение манихеев или «сынов вдовы», как их называли посторонние, дало широкие и обильные ростки. Под другими названиями, но с теми же догматами и эмблематикой мы находим ее повсеместно. В Болгарии – богомилы, Ламбардии – патерийцы, Аквитании – альбигойцы и катары, в России – нестяжатели, стригольники и др. От нее ведут родословную гуситы и последователи Уитклифа, павликиане и трубадуры, исмаилиты, ассасины, друзы, тамплиеры, фемы, Беат Паоли, и многие другие. Рассмотри поближе их схожесть. Может все это одно и тоже под разными именами вошедшее в историю. Сохранившиеся остатки, осколки старой Веры.

Первыми упомянем павликиан.

ПАВЛИКИАНЕ (от имени апостола Павла), по историческим данным приверженцы еретического движения в христианстве, возникшего в 7 в. на востоке Византийской империи, возможно в Западной Армении. Религиозно-философское учение павликиан основывалось на дуализме. Павликиане отвергали Ветхий Завет, часть Нового Завета, а также культ Богородицы, пророков и святых, церковь, духовенство и особенно монашество. Павликиане создали в середине 9 века в Малой Азии свое государство, разгромленное византийскими войсками в 878. Большая часть павликиан бежала в Армению, где их последователями стали тондракийцы проживающие в Ванском царстве. Догматика павликиан оказала влияние на богомильство.

КАТАРЫ (греч. Чистые) название это присваивали себе уже манихеи, но в особенности гностико-манихейская секта, распространившаяся с конца Х века по всей почти южной и западной Европе. Родоначальниками их можно считать восточных павликиан, приверженцев абсолютного дуализма; вторую степень в развитии ереси представляют собою болгарские богомилы, среди которых господствовал умеренный дуализм. В Италии катары имели последователей в Риме, Неаполе и Флоренции, но особенно многочисленными и многолюдными были общины их в Ломбардии.

Во Франции катаров в Х и Х веке часто называли публиканами (искаженное павликиане), также болгарами, в некоторых местностях ткачами (так как многие катары принадлежали к этому цеху; наконец, в 1181 году впервые является знаменитый термин альбигойцы.

Жизнь даже обыкновенных последователей катаризма можно характеризовать как аскетическое подвижничество. Принятие мясной пищи, даже сыра и молока, считалось смертным грехом. Брак, узаконивающий плотские наслаждения, в принципе отвергался совершенно. Катары отвергали иконы и необходимость храмов. Богослужение состояло исключительно в чтении Евангелия (на народном языке) и в проповеди: из молитв узаконенной считалась только Отче наш.

Догматика катаров восходила к манихейству и была проникнута дуализмом (Бог — творец невидимого, духовного и единственно истинного мира; земной же, материальный мир создан Сатаной). Катары делились на верующих (масса) и совершенных (духовенство).

Существовал только один главный обряд, возведенный на степень таинства и заменявший крещение, а отчасти и причащение; принятие его знаменовало собою вступление в высший разряд верующих, в разряд совершенных ( друзей божьих). Во главе нескольких общин стоял епископ, при котором состояли три духовных лица: старший сын, младший сын и дьякон. Перед смертью епископ посвящал себе в преемники старшего сына. У катаров были и дьякониссы.

Всего долее катары просуществовали в Боснии.

ВАЛЬДЕНСЫ (Лионские бедняки), религиозная секта, участники средневекового еретического движения ХП—ХШ веков, возникшего во Франции и в Западной Европе. Вальденсы отрицали право католической церкви иметь собственность, собирать налоги, не признав власть пап, отрицали таинства. Подвергались жестоким преследованиям

Основатель движения купец Пьер Вальдо, основавший в 1176 году общину «совершенных». Вальдо заказал для себя перевод некоторых мест из Библии на романском языке, изучение которых привело его к мысли о необходимости раздать имение нищим, чтобы добровольной бедностью восстановить первобытную чистоту христианских нравов. С толпой приверженцев он отправился на проповедь Евангелия. Так как секта его отвергала собственность, то получила название лионские нищие.

Альбигойцы — заимствованное от города Альби в Тарнском департаменте название одной распространенной в южной Франции церковной секты, усвоившей религиозные принципы катаров и их позднейших последователей-вальденцев. Сторонники этого направления явились еще в начале XI-го столетия и вообще считались преемниками манихеев. Они проповедовали апостольское христианство и вели простую, строго нравственную и уединенную жизнь. Поэтому их называли сначала «добрыми людьми» (Les bons hommes), но «людьми темными» (hommes obscurs), а после первого отлучения их от церкви; произнесенного на соборе в Тулузе, созванном папою Каликстом II (1119), стали звать «тулузскими еретиками».Они впоследствии подверглись сильному подозрению, именно в дуализме, отвержении учения о Пресвятой Троице, таинств причащения брака, отрицании смерти и воскресения Иисуса Христа и т. п. Альбигойцы бежали на Восток и поселились в Боснии.

Из восточных ответвлений этого учения отметим: кандидатов, ассасинов, друзов.

КАНДИДАТЫ. Сефид-шамеганы, кандидаты или одетые в белое, местожительством которых был Кавказ и во главе которых стоял Закрытый Покрывалом Пророк. Гакем-бен-Гашем носил золотую маску и учил тому, что Бог принял человеческую форму с того дня, как приказал ангелам обожать первого человека, и с этого самого дня божественная натура переходила от пророка к пророку и дошла до него; что после смерти злые люди ‚ превращаются в зверей, а добрые переходят к Богу, и он, считавший себя очень добрым, для того, чтобы никаких следов его тела не нашлось и чтобы люди думали, что он, как Ромул, вознесся на небо, — бросился в колодезь.

АССАСИНЫ. Основание ордена. — Только Аравия и Сирия могли быть театром ужасных деяний Старца или, лучше сказать, Владыки Горы. Хасан ибн Саббах, один из проповедников Каирской школы..

ДРУЗЫ. Происхождение секты друзов. —Можно сказать, что секта их возникла от предполагаемого воплощения Небесного Существа в Гакема, Биамр-Аллаха, публично возвещенного в Каире 1029 г. Этот Гакем был шестым египетским халифом. Учение. Друзы верят в переселение душ но, вероятно, это только символ, как, у пифагорейцев. Гакем их пророк, и у них семь заповедей, религиозных и нравственных. Первая: правдивость, под чем подразумевается вера в унитарную религию, исповедуемую ими, и Отвращение ко лжи, называемой политеизмом, Неверием, заблуждением. Брату следует оказывать полное доверие и правдивость, но позволительно, даже обязательно, поступать вероломно с людьми других верований. Секта разделяется на три степени: профанов, искателей и мудрых друз, вступивший во вторую степень, может вернуться в первую, но подвергается смерти, если откроет то, что узнал. Полагают, что на своих тайных собраниях друзы поклоняются телячьей голове; но так как их религиозные книги наполнены протестами против идолопоклонства и так как они сравнивают иудаизм, христианство и мусульманство с теленком, то вероятнее, что это изображение представляет принцип лживости и зла, иблиса, соперника и врага Гакема. Они имеют притязание на некоторую связь с франкмасонами, у которых есть степени, называемыми «соединенные друзы» или «ливанские повелители».

Однако примерно все то, что мы находим во всех этих учениях, наиболее рельефно проявлено в учении ариан. Из истории нам известно о них следующее:

АРИАНЕ, последователи Ария, самого замечательного из еретиков, потрясавших Церковь. Арий был пресвитером в Александрии. Впервые сформулировал свою доктрину во время споров со своим епископом Александром в 318. Он утверждал, что Сын не вечен, не существовал до рождения, не был безначальным. Признать Сына «частью единосущного» для Ария значит считать «Отца сложным, и разделяемым, и изменяемым». Арий энергично повел пропаганду своей доктрины. Он сочинил много песен и выпустил популярный сборник (Пир). В 336 Арию предстояло обратное принятие в Церковь, но он скоропостижно умер. Православные приписывали его смерть суду Божию, а Ариане - отравлению православными.

Арианство в несколько смягченной форме евсевианства торжествовало победу по всей империи.

В 359 были созваны два собора: в Селевкии для Востока и в Римини (Аримине) для Запада. Западные отцы, прибывшие на собор с намерением дать торжество Никейскому символу, в конце концов подписали в лице своих депутатов формулу, где стояло с опущением даже . Такой же подписи добились и от представителей собора Селевкийского, в том числе и от омиусиан (360). Победа осталась на стороне партии омиев, питавшейся придворными интригами и отдалявшейся от наиболее ярких представителей других партий.

После 40-летнего господства арианство потеряло перевес в Константинополе. Но оно долго еще давало знать о себе. Так как армия и даже гарнизон столицы состояли из варваров — Ариан, то не раз империя оказывалась фактически в руках арианских генералов. Следы Ариан мы находим в Константинополе еще в 6 в.

Гораздо упорнее арианство держалось среди народов варварских благодаря сравнительной простоте положений арианства (взгляд проф. Gwatkin: Studies of Arianism, 1900). Ограничительные меры императоров не распространялись притом на варварские государства. Остготы оставались арианами до 553, вестготы Испании — до собора в Толедо 589; вандалы, занявшие северную Африку в 429, угнетали православных до 533, когда были сломлены Велизарием; бургуиды были арианами до присоединения их к королевству франков в 534, лангобарды — до середины 7 в.

Что же во всех этих учениях общего и что отразилось в Арианстве?

Арианство, по мнению специалистов теологов, невозможно считать случайной вспышкой. Была масса условий общего характера, которые подготовляли и поддерживали его. Не случайно пожар загорелся в Александрии, этом «величайшем торжище вселенной». Сюда свозились не только товары со всего света, но и идеи религиозные и философские. Здесь возникла самая могучая богословская школа (Климент и Ориген). Нигде не было такого трения систем и мировоззрений, как здесь. И неоплатонизм вышел отсюда, и Филон был иудеем александрийским. Здесь зародилось и арианство. По мнению некоторых историков, арианство является только логическим продолжением богословских споров 3 века. В известном смысле это справедливо. Но такое объяснение не исчерпывает всего огромного явления.

Автор лучшей монографии об арианстве, профессор Гуоткин, пытается понять его как последний бой, данный христианству соединенными силами влияний иудейских и языческих, к которым присоединялось и воздействие индийского Востока. «Буддизм также в то время имел завоевательный характер. Его призыв направлялся к берегам Средиземного моря по торговым путям, на которых лежали греческие общины. Греческие цари Сирии и Египта называются на памятниках царя Ашоки. Александрия еще более, чем Сирия, была благодаря своей торговле (через Красное море) открыта влиянию Востока. Отсюда проникла восточная мысль и в стоицизм, и в гностицизм. Почти всецело она царила в богословии неоплатонизма. Ее возвышенный спиритуализм и ее мрачный взгляд на природу одинаково были привлекательны для людей, разочаровавшихся в вульгарном политеизме. Строгое противоположение мира и Бога, понимание божества как чистого бытия, бесстрастного и далекого от мира, стало аксиомой философии. Бог был [сущий] и только. То же отчасти случилось и с иудейством. После разрушения Иерусалима, а в лице пророков — и раньше, народ иудейский должен был перестроить свое миросозерцание, чтобы приспособиться к новым условиям существования. Он очищает понятие о Боге от антропоморфических признаков и создает новую индивидуалистическую этику. Работавшие над переводом 70 толковников всюду сглаживали следы антропоморфизма в Библии и превращали Иегову в [сущее], из которого Филон сделал . Хотя Израиль никогда не забывал своего Иегову, всюду видны черты трансцендентального деизма, старавшегося отрешиться от представления личности в Божестве. Казалось, что между Богом и человеком не может быть соприкосновения. И даже более: расстояние между Богом и миром так разрослось, что иудейство позднейшего периода отчуждает отчасти у Бога власть промыслительную, вручая ее ангелам, архангелам, космократорам. У Филона творческой властью является посредствующий Логос».

То же происходит и в греческой философии. Стоицизм и неоплатонизм творческую власть отдают Логосу. Но здесь движение было глубже, чем в иудействе. Бог иудеев остался бытием религиозной мысли; о греческом можно было только думать, но ему нельзя было молиться. Это было бытие чисто философское. Для религиозных переживаний годились только боги Олимпа и Капитолия. Отсюда любопытное явление: философия, обрабатывая концепцию Единого, в то же время не отворачивается от политеизма, а тянет его за собой. Убив религию, философия пытается опереться на тех самых богов, которых она разгромила. Соперником ее являются восточные мистерии, пытавшиеся удовлетворить потребность личного общения с личным Богом. «Древний мир,— говорит Гуоткин,— метался между философией и суеверием. Философия не могла раскрыть небо, мистерии не были способны низвести его на землю. Ни спекуляция, ни интуиция — только историческое воплощение могло соединить небо и землю, только воплотившееся Слово могло озарить одинаково Восток и Запад».

Но протохристианство могло идти навстречу христианству только до известного предела: оно могло признавать Христа равным обитателям Олимпа Богом, но не могла назвать Его единосущным Сущему.

Итак в арианстве зримо видны остатки первичной веры, как и во всех оставшихся в истории учениях. Как бы их не переиначивали на новый лад.

Во-первых, это так называемый «языческий монотеизм», то есть вера в единого Бога, сочетающий в себе дуализм, то есть обе стороны мира (светлая и темная) в этом Боге.

Во-вторых, это наличие жреческой касты (чистых, совершенных, белых и т.д.), несущих функции судей.

В-третьих, это опора на солнечные (огненные) мистерии в оправлении культов и обрядов.

В-четвертых, это огромная доля мистицизма в основе Веры, с обрядами инициации и посвящения, при формировании касты жрецов.

В-пятых, это опора на изучение природных сил в создании обрядовости и культов.

Можно продолжать, но одно бесспорно: до разделения на религии в Империи была одна, единая вера Солнечных мистерий, монотеистического толка с догматами дуализма. Притом основным было соблюдение обрядовости и культов. Допуская различные имена Верховного Бога и Богов Олимпа в соответствии с местными диалектами и традициями.

В дальнейшем она расслоилась на несколько ветвей: христианство, мусульманство, иудаизм, буддизм и.т.д. Из которых наиболее сохранил архаичную форму иудаизм, вследствие замкнутости касты финансистов и попыток сохранить имперские правила и законы.

С уважением
Пилигрим


глава 1 глава2 глава3 глава4 глава5 глава6 глава7 глава8 глава9 глава10 глава11 глава12 глава13

 
Hosted by uCoz