на главную
  глава 1 глава2 глава3 глава4 глава5 глава6 глава7 глава8 глава9 глава10 глава11 глава12 глава13

Уважаемые господа, Извините за повтор.
Очень просили чтобы все шло по порядку.
а то логика пропадает.

 

 

СЫНОВЬЯ СИМА И ЯФЕТА

Евреи нашего времени делятся на две главные категории: сефарды и ашкенази.

Сефардами называют потомков евреев живших в Испании («сефарад» по-древнееврейски) с античных времен до конца ХУ в., когда они, будучи изгнанными, расселились по странам Средиземноморья, на Балканах и, в меньшей степени по Западной Европе. Они говорили на испанско-еврейском наречии «ладино» и сохраняли собственные традиции и религиозные обряды. В 60-е годы пршлого века число сефардов оценивалось в 500 тысяч человек.

Ашкенази в это же время насчитывалось более 11 миллионов. В просторечии понятие «еврей» практически синонимично «еврей-ашкенази». Правда сам этот термин обманчив, поскольку еврейское слово «ашкеназ» обозначало в средневековой раввинской литературе Германию, что тоже работало на легенду будто современное еврейство вышло из долины Рейна, Однако другого термина для не-сефардского большинства современного еврейства не существует.

Кажется все становится ясным и понятным. К тому же, если взглянуть на демографию этих двух групп ясновидна стабильная численность сефардов приблизительно колеблющаяся в пределах 500 тысяч человек на протяжении восьми веков и плавный рост по общедемографической экспоненте числа ашкеназов. Вывод лежит на поверхности. Сефарды – это каста финансистов, замкнутая в сенах гетто и городов-убежищ, то есть это кадровая численность мытарей. Ашкеназы – это заштатная численность их отпрысков и их семей. Однако в этой простоте и кроется ловушка.

Заметим для начала, что в Библии словом «ашкеназ» назван народ, живший где-то неподалеку от горы Арарат, в Армении. Имя это звучит дважды (Бытие, 10:3 и Паралипомнон, 1:6), обозначая одного из сынов Гомера потомка Яфета. Ашкеназ был также братом Тогармы (и племянником Магога), которого, по утверждению кагана Иосифа, считали своим предком хазары. Но самое неожиданное еще впереди. В книге пророка Иеремии (51:27) сам пророк призывает свой народ и его союзников подняться и разрушить Вавилон: «Созовите на него царства Араратские, Минийские и Ашкеназские». Знаменитый Саадия Гаон духовный лидер восточного еврейства Х в., объявил этот отрывок пророчеством, относящимся к его времени: Вавилон символизировал Багдадский халифат, а ашкеназами которые должны на него обрушиться были либо сами хазары, либо какое-то союзное с ними племя.

Теперь посмотрим так ли уж родственны они друг другу.

В Энциклопедии «Британника» Рафаэл Патаи в статье «Евреи» писал:
«Данные физической антропологии показывают, что, вопреки распространенному мнению никакой еврейской расы не существует. Антропологические измерения групп евреев в разных частях мира доказывают, что они сильно отличаются друг от друга по всем существенным характеристикам облика и сложения: ростом, весом, цветом кожи, формой черепа, строением лица, группами крови и т.д.»

Ныне на этой позиции дружно стоят и антропологи, и историки. Более того, все они согласны, что сопоставления формы черепа, группы крови и проч. демонстрируют больше сходства между евреями и неевреями, среди которых они живут, чем между евреями из разных стран.

Однако, как не парадоксально укоренившееся мнение, что евреев, или, по крайней мере, некоторые еврейские типы, можно мгновенно распознать, нельзя просто так отвергнуть: ведь его правоту как будто доказывает наш каждодневный опыт. Данные антропологии явно расходятся с обывательской практикой. Прежде чем пытаться устранить столь явное противоречие, полезно внимательнее разобраться с данными, на основании которых антропологи отказывают еврейской национальности в праве на существование. Для начала обратимся к прекрасным брошюрам ЮНЕСКО «Расовый вопрос в современной науке». Автор, профессор Хуан Комас, делает на основании статистики следующее заключение: «Вопреки укоренившимся представлениям, еврейский народ расово разнороден; его постоянные миграции и контакты - добровольные и нет - с самыми разными нациями и народами привели к такому широкому скрещиванию, что так, называемый народ Израиля может давать примеры черт, типичных для любого народа. Для доказательства достаточно сравнить румяного, коренастого, плотного роттердамского еврея с его единоверцем, скажем, из Салоник: блестящие глаза, болезненное лицо, нервные черты. То есть на основании имеющихся сведений можно утверждать, что евреи как таковые демонстрируют такое же морфологическое разнообразие, как представители любых двух народов, если сопоставлять их между собой» (Comas, J., “The Race Question in Modern Sciens” UNESCO, Paris, 1958).

А теперь перейдем к физическим характеристикам, используемым антропологами в роли критериев и послужившим Комасу основой для выводов.

Одним из простейших критериев - и, как выясняется, самых наивных - является рост. В «Расах Европы», монументальном труде, изданном в 1900г. Уильям Риплей писал: «Все европейские евреи мелки; более того, они чаще всего абсолютно чахлы». (Ripley, W., “ The Races of Europe”, London, 1900). В то время он был до некоторой степени прав, да и с обильной статистикой, которую он приводит в доказательство своего вывода, не поспоришь. Однако даже ему хватило ума оговориться, чго недостаток роста может быть вызван факторами среды. Спустя 11 лет Морис Фишберг опубликовал книгу «Евреи. Раса и среда» — первое антропологическое исследование такого рода на английском языке. В нем был приведен удивительный факт: дети восточноевропейских евреев, иммигрировавших в США, достигали среднего роста 167,9 см, тогда как средний рост их родителей равнялся 164,2 см, то есть за одно поколение прирост составил почти дюйм. (Fishberg, M., “ F Stady of Race and Enviroment, London, 1911) С тех пор все имели возможность убедиться, что потомки иммигрантов - будь то евреи, итальянцы, японцы - вырастают гораздо выше cвоих родителей благодаря, несомненно, более качественному питанию и другим факторам окружающей среды.

Далее Фишберг приводит статистику среднего роста евреев и неевреев в Польше, Австрии, Румынии, Венгрии и в других местах. И снова удивительный результат. Обнаружилось, что рост евреев колеблется точно так же, как рост нееврейского населения, среди которого они живут. Если местное население выше, они тоже выше, и наоборот. Даже внутри одной страны и еще уже, одного города (Варшавы) рост и евреев, и католиков, как оказалось, сильно зависел от зажиточности района. Все это не означает, что на рост не влияет наследственность, однако ее перекрывает и модифицирует влияние среды, поэтому на роль критерия расы рост не годится.

Займемся замерами черепов, некогда очень модным занятием среди антропологов, ныне перешедшим в разряд устаревших, И снова мы сталкиваемся со знакомым заключением: «Сравнение формы черепов у еврейского и нееврейского населения различных стран выявляет близкое сходство между евреями и неевреями во многих странах, тогда как при сравнении формы черепов у евреев из разных стран обнаруживаются большие расхождения. Напрашивается вывод, что этот параметр также указывает на большое разнообразие среди евреев». (Patai, R., Enc.Britannica, 1973).

Но вот что удивительно, это разнообразие наиболее заметно при сравнении евреев-сефардов и ашкенази. В целом, сефарды — долихоцефалы (обладают длинным черепом), а ашкенази брахицефалы (широкий череп). Кучера усмотрел в этом различии доказательство разного расового происхождения ашкенази и сефардов.

Статистика, касающаяся других черт облика, тоже говорят против расового единообразия. Обычно евреи темноволосы и кареглазы. Но насколько обычна эта обычность? По данным Комаса, 49% польских евреев светловолосы (Comas, J., “The Race Question in Modern Sciens” UNESCO, Paris, 1958), а 54 % школьников-евреев в Австрии голубоглазы? Правда, Вирхов (Fishberg, M., “ F Stady of Race and Enviroment, London, 1911) насчитал в Германии всего 32 % блондинов среди школьников-евреев, тогда как среди немцев доля блондинов была выше.

Полезно закончить еще одной цитатой — из брошюры Гарри Шапиро «Еврейский народ: биологическая история». (ЮНЕСКО): «Большие различия между еврейским населением в особенности облика и генетическом составе их крови делают любую их единую расовую классификацию терминологически противоречивой. Хотя современная расовая теория допускает некоторую степень полиморфизма или вариаций внутри расовой группы, она не допускает сведения различных, согласно расовым критериям, групп в одну расу. Если все же сделать это, то расовая классификация для биологических целей станет бессмысленной, а вся процедура произвольной и бесцельной, К сожалению, эта тема редко поднимается в полном отрыве от небиологических соображений, и вопреки очевидности продолжаются попытки каким-то образом выделить евреев в отдельную национальную общность».

Итак, даже антропологи говорят о резком различии сефардов и ашкеназов, что категорически отметает гипотезу об их родстве, или заставляет занятся поисками, когда их пути разошлись до такой степени, что развели эти ветви так далеко друг от друга.

История еврейских общин в Европе, если отбросить совсем уж легендарных их представителей идущих за римскими легионами, сопадает с созданием европейских королевств и герцогств. Первичное их упоминание относится к так называемой империи Меровингов, где они под именем «раданитов» контролируют экономические связи между Западом и Востоком. Внутри империи евреи рассматривались как подданные центральной власти ad cameram nostram, буквально принадлежащие нашей палате. Они избавлялись от подчинения местным феодалам и князьям.

В ХII в, была издана гарантировавшая защиту евреев папская булла sicut judeis. Этот документ оставался в силе на протяжении всего средневековья.

К этому же времени относится образование в районе озера Лугано, в современной Швейцарии, маркграфства Евреи и Земли Лотаря в среднем и нижнем течении Рейна и в долине Мозеля. Оба этих образования выполняли функции промежуточного мытного двора Империи при сборе десятины в западных землях.

Перидические возмущения против засилия финансовой сети, происходившие во всех провинциях Империи, не имели далеко идущих последствий и не изменяли структуры в целом, нисколько не влияя на распространение евреев по всей Ойкумене. Спорадические их конфликты с наместниками решались не в пользу светской власти королей и герцогов.

В Европе евреи жили хорошо организованными общинами (кагал) и селились в основном в городах. Первые общины появились к концу ХIII в. они окончательно определили свои рамки и сформировали свою внутреннюю организационную структуру.

Общинная форма жизни евреев явилась следствием их статуса в имперском обществе. Привыкшие жить по собственным специфическим правилам, установленным раввинским законодательством (Галаха) евреи, естественно, стремились объединиться, жить едиными группами которые обладали собственной структурой власти и могли обеспечить строгое соблюдение имперских установок. Община заботилась о каждом ее члене от рождения до смерти. Она обеспечивала его безопасность, представляла его интересы в структурах власти стран проживания, являлась формой солидарности, способной защитить даже самых нуждающихся. Община выполняла фискальные функции, собирая налоги в пользу суверена или местного феодала. Внутри общины раввинский суд следил за порядком в религиозных делах, в вопросах собственности и супружеской жизни и разбирал тяжбы между евреями. Жизнь общин регулировалась формальными законами (таккенами) которые изменялись и дополнялись в зависимости от перемен условий жизни. Короче говоря, община представляла собой строго организованную форму жизни евреев, имевшую собственную властную верхушку, выборные органы, ученых, раввинов и прочие структуры, необходимые для обеспечения ее жизнеспособности и выживаемости. При этом каждый член общины был дисциплинирован и послушен.

В общинных школах стали изучать Талмуд. Школа, основанная Раши (1040—1105), и его учение были поддержаны его внуками и затем их последователями в течение жизни многих поколений с ХI по Х1У вв. Эта блестящая плеяда эрудитов (тосафистов) создала дополнения (тосафот) к комментариям Талмуда, написанным их учителем.

В ХП-ХШ вв. среди Хасидей Ашкеназ распространилось течение пиетизма. ПИЕТИЗМ (от лат. pietas — благочестие), мистическое течение. Он отвергал внешнюю церковную обрядность, призывал к углублению веры, объявлял греховными развлечения.

В Провансе под влиянием идей, пришедших из Испании и Средиземноморья, преимущественное развитие получили наука, философия, кодификация законов.

Общины занимались своим делом, для которого и были предназначены.

Одна группа переправилась через Ла-Манш, последовав за вторгнувшимися в Англию войсками Империи, известными как войска Вильгельма Завоевателя. Их историю обобщает Барон: «Впоследствии они превратились в класс «королевских ростовщиков», чьей главной функцией было предоставление кредитов для политических и экономических целей. Скопив большие богатства благодаря взиманию высокого процента, эти ростовщики были вынуждены предоставлять в том или ином виде королевской казне. Длительное благосостояние многих еврейских семейств, роскошь их жилищ и одеяний, их влияние на судьбы общества заставляли даже проницательных наблюдателей закрывать глаза на опасности, кроющиеся в растущем недовольстве должников всех сословий и в усугубляющейся зависимости евреев от протекции их коронованных господ.. Недовольное ворчание, вылившееся во вспышки насилия в 1189-1190 гг., предвещало трагический финал — изгнание 1290 г. Головокружительный взлет и еще более стремительное падение английского еврейства всего за два с четвертью, столетия (1066—1290 гг.) контрастно высветили фундаментальные факторы, определившие судьбу всего западного еврейства в критически важной первой половине второго тысячелетия нашей эры». (Baron, S.W., Social and Religious History of the Jews, New York, 1957)

Пример Англии показателен, потому что, в отличие от ранней истории еврейских общин на европейском континенте, прекрасно документирован. Основной урок, который можно из него извлечь, состоит в том, что социально-экономическое влияние евреев было несообразно велико, учитывая их скромное количество.

Они были персона grante подобно придворным алхимикам, ибо одним им была ведома тайна функционирования экономики. «В раннем средневековье - писал Сесил Рот, — торговля в Западной Европе была, в основном, в руках евреев, не исключая и работорговлю, а еврей и торговец в записях эпохи Каролиногов являются почти синонимами” (Roth, C., “The Wold History of the Jewish People”, London 1966).

В дни «медового месяца» в 797 г., Карл Великий отправил посольство в Багдад, к Харун ал Рашиду для переговоров о заключении договора о дружбе; посольство состояло из еврея Исаака и двух знатных христиан.

Переходя к истории германского еврейства, прежде всего, необходимо отметить, что «как ни странно, мы не располагаем полной, научной историей германского еврейства ... «Germanica Judaica» — это всего лишь ссылки на исторические источники, проливающие свет на отдельные общины до 1238 г.» (Baron, S.W., Social and Religious History of the Jews, New York, 1957). Свет довольно-таки тусклый, но позволяющий, по крайней мере, представить территориальное распределение общин западноевропейского еврейства в Германии. Одно из самых ранних свидетельств существования такой общины в Германии — упоминание некого Калонимуса, приехавшего в 906 г. вместе с родней в Майнц из Лукки. Примерно тогда же заговори о евреях в Шпайере и Вормсе, чуть позже — в Трире, Меце, Страсбурге, Кельне, То есть в узкой полосе, идущей через Эльзас и по долине Рейна, то есть в Земле Лотаря. Путешественник Вениамин Тудельский побывал в этом районе в середине ХП в. и записал: «В этих городах много израильтян, людей мудрых и богатых».

Несколько раньше в Майице проживал некий рабби Гершом бен Иегуда (960—1030 гг.), заслуживший своей редкой ученостью прозвище «Свет диаспоры» и пост духовного главы французской и рейнско-германской общины. Примерно в 1020 г. Гершом собрал в Вормсе Совет раввинов, издавший разнообразные эдикты, включая запрет на многоженство.

Традиционная концепция еврейских историков, по которой Крестовый поход 1096 послужил толчком к массовой миграции евреев из Германии - это всего лишь легенда, вернее, надуманная гипотеза, изобретенная по причине слабого знакомства с историей. Между прочим, источники ни слова не говорят о какой-либо миграции, ни массовой, ни даже слабой, на восток Германии, не говоря уж о далекой Польше.

Первой попыткой изгнать евреев стало их изгнание из владений французского короля Филиппа Красивого. 21 июня 1306 г. он подписал тайный указ арестовать в определенный день всех евреев королевства, конфисковать их собственность, а их самих выдворить и страны. Аресты прошли 22 июля выдворение — спустя несколько недель. Однако при наследниках Филиппа имело место возвращение евреев. По зову новых французских монархов (в 1315 и 1350 гг.).

Второй катастрофой того ужасного столетия стала Черная смерть, уничтожившая в 1348—1350 гг. треть европейского населения, в некоторых районах до двух третей. В этот период практически вся финансовая сеть, базирующаяся в городах, в отдельных гетто или в монастырских замках была уничтожена в ходе карательной карантинной опреации, наряду со всем населением районов подвергшихся эпидемии.

Поредевшее население Западной Европы достигло прежнего уровня только в ХУI в. Евреев, подвергшихся совместному нападению крыс и двуногих, выжило и того меньше. Как писал Кучера «чернь мстила им за жестокие удары судьбы, и тех, кого пощадила чума, добили меч и пламя». (Kutschera, Hugo Freiherr von, Die Chasaren, Wien 1910).

После почти полного искоренения старых еврейских о6щин во Франции и в Германии при эпидемии Черной смерти Западная Европа примерно на два века осталась Judenrein, если не считать нескольких крохотных анклавов и Испанию. Евреи, заложившие в ХУI –ХУII вв. основы общин в Англии, Франции и Голландии это совершенно другая ветвь, сефардим (испанские евреи).

Испания, уцелевшая от жестокой косы Черной смерти, действительно стала тем местом, из которого были рекрутированы новые силы на восстановление разрушенной финансовой сети. Она практически отдала все свои еврейские общины, не входившие в штат мытарей на создание новых общин в вымершей Европе.

Италия. Парадоксов в исследовании еврейской истории заключается в том, что в средние века папство было среди главных защитников евреев. Оживленная торговля между Италией и Османской империей, в которой принимали участие евреи, делала их присутствие желательным для любых властей, стремившихся развивать экономическую жизнь своей страны, и папство не было исключением. Евреям предоставляли определенные привилегии в различных городах и государствах. Так, в Ферраре создается сефардская типография, е которой в 1553 г. был опубликован перевод на испанский язык библейского текста так называемая Феррарская Библия. Начиная с 1573/74 гг. Венеция также становится одним из крупнейших центров понантейцев (так называли западных сефардов), в 1600 г. там уже проживало 2500 евреев, то же самое происходит в Пизе и Ливорно.

Франция. Вновь прибывшие в страну евреи еще долго назывались «португальскими торговцами» Они поселились в Сен-Жан де Люз, Бордо, в Сент-Эспри-ле-Байонн, а также в приграничных областях, в Пиренеях и Ландах. Их можно было встретить а Биаррице, Марселе, Лионе, Нанте, Руане, Париже и во французских колониях в Америке, в частности на Мартинике. 8 актов, принятых между 1550 и 1656 гг., позволили португальцам селиться на территории королевства. В ХУIII в. численность еврейского населения е Бордо составляла 1500-2000 чел.

Нидерланды. Те же экономические соображения благоприятствовали расселению евреев в этом регионе. С начала ХУI в. Антверпен, находившийся под властью Габсбургов уже принял марранов, но произошедшие в городе перемены заставили Амстердам взять на себя главенствующую роль. Евреи играют заметную роль в торговле о испанскими и португальскими территориями Нового Света. Особо активно они действуют в рамках Голландской Вест-Индийской компании, которая вела торговлю с северными территориями Бразилии. Сефардское население Амстердама увеличивается с 200 в 1610 г. до 1800 чел. в 1655 г. и до 2500 в 1б75 г. Такие видные деятели, как Оробио де Кастро (1617-87) и Манессе бен Исраэль активно действуют в области популяризации и защиты еврейской веры. Эта политика вызывает недомолвки и оппозицию: судьба Уриеля да Косты (1585-1640) и Баруха Спинозы (1632—77) марранов по происхождению, является убедительным доказательством интеллектуального и религиозного брожения в амстердамской Общине.

Германия. Новые евреи начинают прибывать в Гамбург в конце ХУ1 в прежде всего из Антверпена, а затем из Амстердама. С самого начала они принимают активное участие в торговле с Пиренейским полуостровом, этим перевалочным пунктом торговых связей с Новым Светом. В 1612 г. в городе проживало 150 евреев, а в 1646 г. уже 500. Их экономическая деятельность не ограничивалась морской торговлей в 1619 г. они были в числе основателей гамбургского банка, посредников, занимались морским страхованием.

Англия. В середине ХУП в. в Лондоне, после 4-векового перерыва снова начали селиться евреи. Милленаристские движения, развивавшиеся в Англии в то время, благоприятствовали этому заселению. Между 1650 и 1713 гг. наблюдается бурное процветание западных сефардов и сефардов Нового Света

К другой волне относятся не затронутые эпидемией общины старых евреев – ашкеназов.
Тем не менее, общие контуры разных миграционных процессов различить можно.
Хорошим примером этих процессов служит «еврейская диаспора» в Венгрии.

Как известно, несколько степных племен, известных под названием «кабары» примкнули к мадьярам и откочевали в Венгрию еще во времена Атиллы. Позже в Х в. венгерский герцог Таксони призвал на поселение в своих владения вторую волну степных эмигрантов. Еще через два века, в 1154 г., Иоанн Синнамус, византийский хронист, писал о части венгерской армии в Далмации, придерживающейся еврейского Закона (Baron, S.W., Social and Religious History of the Jews, New York, 1957). Как свидетельствует Константин, страна была первоначально не только двуязычной, но имела даже некое двоецарствие: царь делил власть с главнокомандующим носившим титул «джыла» (это по сей день распространенное венгерское имя). Такая система просуществовала до конца Х в, когда святой Стефан и победил восстание Джыла, который был, как следовало ожидать, степняком, держащимся своей веры и отказывающимся стать христианином.

Этот эпизод положил конец двоецарствию, но не влиянию еврейской общины в Венгрии. Отзвук этого влияния можно расслышать в «Золотой 6улле». Венгерском эквиваленте «Великой хартии Вольностей», изданной в 1222 г. королем Андре II. Согласно которой евреям запрещалось выступать в роли чеканщиков монеты, сборщиков налогов и контролеров королевской соляной монополии, надо полагать, до этого многие евреи осуществляли именно эти привилегированные функции. Однако некоторые залетали и повыше. Так, при короле Андре хранителем доходов королевской казны был граф Тека - еврей, богатый землевладелец и, судя по всему, гений финансов и дипломатии. Трудно не вспомнить об аналогичных функциях при дворе калифа Кордовы, исполнявшихся испанским евреем Хасдаем ибн Шафрутом. Королевский казначей исполнял обязанности еще целых 11 лет после выхода «Золотой буллы», пока не счел за благо подать в отставку и податься в Австрию, где его приняли с распростертыми объятиями. Сын короля Андре, Бела IУ снова призвал его к венгерскому двору. Тека послушно возвратился и погиб.

Таким образом, восточное происхождение еврейского населения в Венгрии в Средние века хорошо документировано. Может показаться, что Венгрия представляет особый случай ввиду давних венгерско-хазарских связей; но на самом деле «прилив» хазар в Венгрию был всего лишь частью массовой миграции из восточных степей на запад в Восточную и Центральную Европу.

В Киеве процветающая еврейская община существовала многие годы. Схожие колонии имелись в Переяславле и в Чернигове. Примерно в 1160 г. киевский раввин Моше был во Франции, а черниговский раввин Абрахам в 1181 г в талмудической школе в Лондоне. В «Слове о полку Игореве» упомянут знаменитый русский поэт Коган. Через некоторое время после взятия Саркела, названного русами Белая Вежа, хазары построили город с таким же именем вблизи Чернигова.

На Украине и в Польше очень много древних топонимов, происходящих от слов хазар и жид (еврей): Жидово, Козаржевск, Козара, Козарзов, Жидовска Воля, Жидалице и т.д. Схожие названия можно также найти в Карпатских горах и в Татрах, а также в восточных провинциях Австрии.

Главный маршрут восточных евреев вел на запад однако некоторые никуда не двинулись, а остались в Крыму и на Кавказе, где образовали еврейские анклавы, сохранившиеся до Нового времени. В древней твердыне Тмутаракане (Тамань) на восточном берегу Керченского пролива существовала династия еврейских князей, правившая в ХУ в. под опекой Генуэзцев, а позднее — крымских татар. Последний в династии, князь Захария, вел переговоры с московским царем, приглашавшим Захарию в Москву и предлагавшим привилегии русского боярина. А. Н. Поляк высказывает предположение, что восхождение еврейских элементов на высокие должности в Московском государстве было, возможно, одним из факторов, приведших к появлению ереси «жидовствующих» среди русских в ХУI в. и секты «субботников», соблюдающих Субботу, распространенной среди казаков и крестьян. (Poliak, A.N., Khazaria – The History of a Jewish Kindom in Europe, mossad Bialiik, Tel Aviv, 1951)

Показательно, что евреи играют важную роль в одной из ранних польских легенд, относящихся к образованию Польского королевства. В ней рассказано, как военные племена решили избрать себе короля, и остановились на еврее по имени Авраам Проковник (Baron, S.W., Social and Religious History of the Jews, New York, 1957). Возможно, это был богатый и образованный купец, чьим опытом решили воспользоваться, а возможно речь идет о вымышленной фигуре, но даже во втором случае напрашивается вывод, что такие евреи пользовались большим уважением. Так или иначе, Авраам проявил неожиданную скромность и сложил корону в пользу местного воеводы по имени Пяст, ставшего основателем династии Пястов, правившей Польшей до 1370 г.

Независимо от того, реальное лицо Авраам Проковник или вымышленное существует много свидетельств, что представители еврейских общин приветствовались как ценное дополнение к экономике страны и государственному управлению.

Среди восточной волны было немалое количество караимов отвергающих учение раввинов. Согласно традиции, пронесенной караимами вплоть до наших дней, их предки были призваны в Польшу великим литовским князем-воином Витольдом в конце ХIУ в. В пользу этой версии говорит тот факт, что в 1388 г, Витольд даровал хартию прав евреям Троки, так что французский путешественник Гильбер де Ланноа обнаружил там множество евреев говоривших не на языке местных жителей и не по-немецки, а на собственном наречии. Этот язык был и остается тюркским, причем самым близким среди живых языков к лингва куманика, на котором говорили на бывших хазарских территориях во времена Золотой Орды. По утверждению Зайончковского этот язык по-прежнему остается языком устной речи и религиозного культа в общинах караимов, оставшихся в Троки, Вильне, Панавежисе, Луцке и Галиче. Сами караимы утверждают, что до Великой эпидемии 1710 г. в Польше и Литве насчитывалось от 32 до 37 их общин. Свой древний диалект они называют «язык кедар» помнится в ХII в. раввин называл их земли к северу от Черного моря землей Кедар. Зайончковский, крупнейший современный тюрколог, вообще считает караимов самыми близкими сегодняшними родственниками древних хазар. (Zajaczkowski, The Problem of the Language of the Khazar, Breslau 1946).

По Хартии, изданной Болеславом Благочестивым в 1264 г. и подтвержденной Казимиром Великим в 1334 г., евреи получили право иметь свои синагоги, школы и суды; владеть земельной собственностью и заниматься любой торговлей и деятельностью по своему выбору. IIри правлении короля Стефана Батория (1575—1586) евреи получили собственный парламент, заседавший дважды в год и обладавший властью обкладывать евреев налогами. Яркой иллюстрацией их привилегированного положения может служить краткое послание, выпущенное во второй половине ХIII н., предположительно папой Клементом IУ и адресованное польскому принцу. В этом документе папа доводит до сведения адресата, что римское священство осведомлено о существовании в польских городах большого количества Синагог — не менее пяти на один город.

Процитируем польского историка Адама Ветулани: «Польские ученые согласны, что эти старейшие поселения были образованы мигрантами из России, а евреи из Южной и Западной Европы стали прибывать и селиться позднее.., и что, по крайней мере, некоторая часть еврейского населения (а раньше — основная часть) происходила с Востока, возможно из страны хазар, а позднее из Киевской Руси». (Vetulani, a., The Jews in Mediaeval Poland, 1962).

Но что известно о социальной структуре и составе восточной еврейской общины?

Первое, что бросается в глаза, — это удивительное сходство в привилегированном положении евреев в Венгрии и в Польше в ранний период. И в венгерских и в польских источниках о евреях говорится как о чеканщиках монет, управляющих доходами королевской казны, контролерах соляной монополии, сборщиках налогов и ростовщиках, банкирах.

Ранние свидетельства высвечивают роль, которую играли евреи в зарождающейся экономической жизни обеих стран. Они обладали опытом, который отсутствовал у их новых господ, поэтому вполне логично, что они помогали советами и участием в управлении финансами двора и знати. Монеты с надписями по-польски, но еврейскими буквами отчеканенные в ХП—ХШ вв. — неожиданные реликты этой деятельности. Загадочным остается их назначение. На некоторых красуется имя короля (Лешек, Мешко), на других значится: «Из дома Абрахама бен Йозефа, князя» на некоторых — благословение: «Удачи» и т.д. Показательно, что современные венгерские историки также говорят о практике чеканки монет из серебра, поставлявшегося евреями (Vetulani, a., The Jews in Mediaeval Poland, 1962).

Некоторые виды деятельности были чисто еврейскими. К ним относилась торговля лесом, дерево было главным строительным материалом и важной статьей экспорта, то же самое можно сказать о транспорте. Другим специфически еврейским занятием было содержание постоялых дворов, мельничное дело и меховая торговля.

Все то же мы находим и в Западной Европе. Те же привелегии и то же место в социальной структуре.

Резкая грань между западной ветвью – сефардами, и восточной – ашкеназами проявляется в другом. В языке. У сефардов ладино, у ашкеназов идиш. В расселении у сефардов – гетто, у ашкеназов – местечко.

Их не следует путать. «Местечко» представляло собой некий изолированный еврейский городок: «айара» по арамейски, «штетел» на идиш. Все это уменьшительные обозначения, которые впрочем не подразумевают малых размеров (некоторые были достаточно велики). «Местечки составляли систему торговых факторий или рыночных центров. Там регулярно проводились ярмарки. Одновременно там трудились и торговали своими изделиями колесные мастера, бондари, кузнецы, серебряных дел мастера, портные, мясники, мельники, хлебопеки, торговцы свечами. Здесь же находились писари, обслуживающие неграмотных, синагоги для верующих, гостиницы для путешествующих, хедер, то есть школа. Добавьте к этому бродячих рассказчиков и певцов» (Koestler A., The Thirteenth Tribe, London 1976). «Густая сеть местечек, - пишет А.Н. Поляк, - позволяла целые столетия распространять изделия везде на превосходных еврейских бричках. Доминирование этого вида транспорта было настолько очевидно. Что еврейское обозначение повозки, «Ба-ал агалах» прешло в ее название как «балагол». Что-то это нам напоминает? Командорства братских общин. Такими они были до середины 14 века. «В функции командорств входило не только предоставление центру денег и людей. Они были еще и базами военной подготовки, домами престарелых. В командорствах были гостиницы, лазареты, школы, приходы, кладбища, церкви. В командорствах располагались мельницы, маслобойни, хлебопекарни. Экономика основывалась на прекрасной технической и коммерческой организации» (Энтони Латрел «Военно-монашеские ордена», Лондон, 1978). Еще одна характерная особенность командорств и местечек. Они не имели высоких крепостных и замковых стен. Они им были просто не нужны, их охранял авторитет Империи.

Так продолжалось до эпидемии Черной Смерти и прихода карантнной опреации. Опыт, почерпнутый из этого, заставил создавать гетто, о чем прекрасно рассказано в Книге Навина, то есть города убежища и укрепленные орденские замки. Новые фрмы расселения, наряду с карантинными правилами Кашрута, должны были уберечь от новых болезней и мародеров. Гетто превратились в такие же замки как и замки баронов или рыцарей. Часть старых функций из них пропала, в частности мельничное дело, торговля мехами, содержание постоялых дворов и многое другое связанное с внешними контактами. Такова цена урока Черной смерти.

Старые спецефические черты еврейской общины остались в местечках, которые не были затронуты повальной эпидемей, то есть были за Иорданом, откуда двигалась армия карантинщиков.

К таким специфическим чертам следует отнести сходство с пагодами, отличающее старейшие из сохранившихся в местечках деревянных синагог Х1У—ХУ вв., совершенно чуждое и местной архитектуре, и стилю строительства, перенятому евреями Запада. Внутреннее убранство старейших синагог в местечках тоже очень сильно отличается от стиля, сложившегося в гетто Запада стены местечковых синагог были покрыты арабесками и изображениями зверей, вызывающими в памяти и персидское влияние, и декоративный стиль востока.

Традиционная одежда евреев тоже имеет, безусловно, восточное происхождение. Типичный длинный шелковый кафтан скопирован с наряда монголов в период Золотой Орды. Тюбетейку (ермолку) носят, и по сей день, ортодоксальные евреи, а также узбеки и другие тюркские народы Средней Азии. Поверх ермолки мужчины надевали штримель — особую круглую шапку с лисьим мехом, скопированную у казаков. Как уже говорилось торговля лисьим и собольим мехом, превратилась в настоящую еврейскую монополию.

Женщины носили до середины ХIХ в. высокий белый тюрбан — точную копию головного убора казашек и туркменских женщин (ныне ортодоксальные еврейки вместо тюрбана вынуждены носить парики из собственных волос, которые они сбривают при замужестве.)

Значительное еврейское население местечек существовало не только вокруг Вены и Праги. В Карпатских Альпах не меньше пяти населенных пунктов носят название «Юдендорф», «еврейская деревня», в горах Штирии насчитывается еще больше «Юденбургов» и «Юденштадтов».

«В зените Средневековья мы обнаруживаем на востоке россыпь поселений, протянувшуюся от Баварии до самой Персии. К западу от Баварии разверзлась пустота…» (Mieses, M., Die Entstehungsuhrsache der judischen Dialekte, Berlin, 1915)/

Альпийские поселения представляли отростки от главного дерева восточной миграции, протекавшей несколькими самостоятельными маршрутами: через Украину, славянские районы Венгрии, через Балканы. Существует в Румынии легенда о вторжении в страну вооруженных евреев.

Другая любопытная легенда, касается истории австрийского народа. Она появилась в хрониках в Средние века и пользовалась большой популярностью у историков до ХУШ века. По этой легенде в дохристианскую пору в Австрии правили еврейские князья. Австрийские хроники, сведенные воедино венецианским писцом в правление Альберта Ш (1350-1395) содержат перечень двадцати двух таких князей. Список указывает не только предполагаемые имена, но также продолжительность правления и место, где они были погребены. Например: Сеннанн (Sennann) - наивысший князь, (Ahnherr) правил 45 лет, погребен в Штубентор (Stubentor) близ Вены; Зиппан (Zippan), 43 года, в Тульне (Tulln) был погребен" и т.д., включая такие имена, как Лаптон (Lapton), Маалон (Ma'alon), Раптан (Raptan), Рабон (Rabon), Эффра (Effra), Самех (Samech) и др.. После этих иудеев пришли пять языческих князей, после которых последовали христианские правители. Легенда повторяется с несколькими вариациями также в «Истории Австрии» на латыни Генриха Гундельфингуса 1474 года, и у других авторов. Последним из них являются Хронологические цветы Австрии" ("Flores Chronicorum Austriae"), Ансельма Шарма в 1702.

«Сам факт, что такая легенда могла появиться и продержаться несколько веков, указывает на то, что в глубинах самозннания древней Австрии брезжат воспоминания о еврейском присутствии на верхнем Дунае в незапамятные времена. Кто знает, может приливные волны, когда-то докатились до подножья Альп, что могло бы объяснить сильный урало-алтайский привкус княжеских имен. Вымыслы средневековых хронистов могли вызвать народное эхо только в том случае, если они опирались на коллективные воспоминания, пусть даже очень смутные». (Mieses, M., Die Entstehungsuhrsache der judischen Dialekte, Berlin, 1915). Так прокомментировал Мизес Средневековые работы..

По всей видимости, местечки это выражаясь современным языком, рудименты старых еврейских общин, на смену которым пришла структура гетто. Таким образом, сефарды это штатная каста финансистов, размещенная в гетто после карантинной чистки вызванной эпидемией Черной Смерти, набранная в основном из неподвергнутой эпидемии Испании. Ашкеназы это первоначальные волны финансистов пришедшие с Ордой и создавшие первичную финансово-экономическую сеть Империи. Впоследствии уничтоженные в период эпидемии и сохранившиеся на землях метрополии. Название, как это часто бывает, перешло потом на евреев вне штата, то есть не сефардов. Но все это версии.

«В некотором смысле, - писал Сесил Рот, - еврейское «темное средневековье» началось одновременно с европейским Ренессансом». То есть после мятежа, с началом реформации легально утвердился взгляд на евреев как на недочеловеков. Надо было вытравить правду о том, что было. А главное надо было полностью поменять вектор направления движения евреев с восточного на западный, да хоть на южный. Знакомая тактика, применяемая повсеместно, как в данном случае, так и в случае с Исходами и Крестовыми походами.

С уважением
Пилигрим


глава 1 глава2 глава3 глава4 глава5 глава6 глава7 глава8 глава9 глава10 глава11 глава12 глава13

 
Hosted by uCoz