ГЛАВА ТРЕТЬЯ
Обнаруженное нами почти полное совпадение "досье" болгарских царей Ивана Владислава и Ивана Шишмана не может не вызвать много вопросов. 1. Случайно ли нам удалось обнаружить его? Мы во второй раз возвращаемся к важному обстоятельству, что пришли к нему в результате поиска, предпринятого с целью проверки хронологической гипотезы А. Фоменко. 2. Является ли само это совпадение случайностью? 3. Если оно не случайно, то КАК ЕГО МОЖНО ОБЪЯСНИТЬ? С точки зрения хронологической гипотезы А. Фоменко, естественный ответ на два последних вопроса состоит в простом утверждении, что эти два досье принадлежат одной и той же реальной личности. Однако с позиции официальной исторической науки, такое утверждение очевидно неверно, потому что: - во-первых, они жили в разные эпохи: Иван Владислав был убит в 1018 году, тогда как Иван Шишман жил в XIV веке, более 300 лет спустя; - во-вторых, описание событий и личностей, сопутствующих жизнь Ивана Владислава, очень сильно отличается от того, что нам рисует историческая картина времени Ивана Шишмана. Например Болгария Ивана Владислава была завоевана признанным лидером современной ему культуры - Византией, тогда как Болгарию Ивана Шишмана завоевали варвары турки. Но к этим двум возражениям, каждое из которых само по себе уже достаточно солидное, можно добавить и другие подобные доводы. Но если задуматься, можно прийти к выводу, что первое из этих возражений нельзя обосновать убедительными самостоятельными аргументами. Ведь до середины XVI века в обиходе было много календарей, даты вида "лето Господне 6731-ое" интерпретируются по-разному, а предлагаемые для них соответствия в современном Григорианском календаре нередко оспариваются. Принятый в сегодняшней официальной исторической версии порядок старых - античных и средневовых - событий вовсе не очевиден сам по себе: он является результатом труда и взглядов ряда средневековых ученых. Но нужно отметить, что во многих старых хрониках события УПОРЯДОЧЕНЫ ПО-ДРУГОМУ. Насколько обоснованы традиционные научные датировки? Этот вопрос является очень серьезным, и ему мы посвятим следующие две главы. А пока обратимся ко второму возражению: разумеется, для опровержения нашей гипотезы достаточно и документального подтверждения "ведущего участия" турок в завоевании Болгарии XIV века в сочетании с "неучастием турок" в событиях X-XI века. Результаты поиска именно таких документальных подтверждений мы опишем в настоящей главе. Кажется, их и не нужно искать: достаточно раскрыть любой учебник византийской или болгарской истории ... Однако как только мы покидаем утоптанные тропы учебников и монографий, нас ожидают странные сюрпризы. Пожалуй, следует остановиться на нескольких примерах, начав с событий XIV века: как отразились в документах и хрониках того времени турки и их нашествие? Имея все это в виду, обратимся в первую очередь к болгарским первоисточникам, описывающим это печальное завоевание Болгарии (нужно отметить, что их совсем мало). Итак, с целью найти четкие свидетельства турецкого участия в этом событии, обратимся к одному из самых ярких и эмоциональных документов этого времени - "Похвальному слову о Св. Филофеи" Иоасафа Бдинского, где описаны сцены после взятия Великого Тырнова турками. Вот небольшой отрывок: "В 6902 г. ... свершился гнев и большое агарянское нашествие - увы! - и произошло полное тяжкое разорение этого города ... А священники ... и множество людей страдали на открытом месте; у них не было молитвенных домов ... большая была дерзость нечестивых против благочестивых ..." (ТЕКСТ с. 165-166) Здесь отчетливо видно эмоциональное отношение рассказчика к описываемым событиям. Он осведомлен о них очень хорошо, у него четкое отношение к нашественникам и их жертвам, и то, что он обрушивает свой гнев на первых, вполне естественно. Однако, здесь он называет их не "турками", а "АГАРЯНАМИ", хотя в истории считается само собой разумеющимся, что именно турки творили это насилие. В многотомной "Истории Болгарии" приводится другое подобное сведение из старых источников: "Как сообщает Григорий Цамблак, еще тогда в одном из своих "пророческих видений" Феодосий Тырновский разгадал будущую судьбу Патриарха Евтимия*1: "страна будет завоевана агарянами (турками) и Евтимий удостоится цепями и апостольским гонением"." (ИБ3 с. 450) (*1Патриарх Евтимий - последний болгарский патриарх до завоевания Болгарии турками.) Снова "АГАРЯНЕ" вместо ожидаемых турок. В скобках составители монографии для нашего удобства информируют нас, что "агаряне" означает "турки". Однако не следует думать, что это - общепринятое мнение. Другие специалисты например утверждают, что "Сыновья Агары, агаряне - арабы." (ВИЗ с. 289 прим. 53) Так кто завоевывал Болгарию: турки или арабы? Может быть, в турецкой армии было много арабов? Но далее выясняется, что захватчики в документах очевидцев и современников названы еще - сарацинами (ТЕКСТ с. 167); - персами (Никифор Григора в ГИБИ11, Кантакузин в ГИБИ10); - ассирийцами (Г. Цамблак в ТЕКСТ с. 164). Все эти названия некоторые специалисты связывают с арабами (ВИЗ с. 276 прим 17; с. 298 прим. 3). В связи с этим перед нами сразу встает вопрос: почему современники рассматриваемых событий на Балканах не называют хорошо известных им завоевателей именем "турки"? Более того: почему они называют их РАЗНЫМИ ИМЕНАМИ: и АГАРЯНАМИ, и АССИРИЙЦАМИ, и ПЕРСАМИ? Дюканж (ДЮК с. 184-185) называет их ТУРКОПУЛАМИ; однако у него туркопулы - всего лишь половина войска, другая половина которого - КАТАЛАНЫ. Создается впечатление о том, что этнический состав армии нашественников был неоднородным, причем наиболее яркое "отрицательное" впечатление на болгарских авторов произвели "агаряне". Кто это - турки или арабы? Отметим, что для большинства современных историков в данном случае слово "агаряне" является синонимом слова "турки". Однако аргументы в пользу такого вывода можно найти ТОЛЬКО В РАМКАХ ПРИНЯТОЙ ХРОНОЛОГИИ СКАЛИГЕРА, согласно которой в XV веке и позже на Балканах находились и ПРАВИЛИ турки; если "агаряне" не турки, то ТУРКАМ НЕОТКУДА БЫЛО БЫ ВЗЯТЬСЯ. Подчеркнем особо, что на основе буквального прочтения первоисточников НЕВОЗМОЖНО сделать более или менее прямой вывод о том, что завоевание Болгарии при царе Иване Шишмане является делом рук турок. Формальное "отсутствие турок" в местных первоисточниках не может не беспокоить специалистов; чтобы оправдать его, выдвинуты теории, которые отличаются друг от друга только в деталях. Например, интересную точку зрения (на основе JOR) приводит П. Мутафчиев: в XIII веке современные турки в Малой Азии жили разрозненными племенами и еще и не подозревали, что позднее их назовут турками (а само слово "турки" означает "бродяги") (МУТ с. 113). В болгарских описаниях присутствует еще одна важная деталь: завоеватели являются "иноверцами", причем их вера упоминается не только с чувством осуждения, но и брезгливости. Наряду с вопросом о завоевании сразу возникает и связанный с ним вопрос о ПЕРЕСЕЛЕНИИ ЗАВОЕВАТЕЛЕЙ: как они населяли завоеванные территории. Считается, что первое переселение турок на Балканский полуостров произошло в 1354 году. Тогда землетрясение разрушило крепостные стены нескольких городов во Фракии, и, воспользовавшись этим, турки заняли один из них - Галиполи, который находится на берегу моря у Дарданел. Сразу после этого " ... Сюлейман приказал переселить тюркские племена по сию сторону моря." (МУТ с. 315) Здесь Сюлейман - турецкий султан. Обратим внимание на осторожность болгарского историка Мутафчиева в приведенной цитате: он говорит не о "турках", а о "тюркских племенах". Она связана с попыткой "объединить" различные по наименованию составные части завоевателей. Число переселенцев в этом случае не упоминается; кроме того, сведений о других переселениях в XIV и начале XV века нет. В некоторых современных книгах утверждается, что старейшие турецкие регистры болгарского населения историки относят к началу XV века, но что они включают только жителей в близости от Эгейского моря. В то же время старейший регистр, включенный в основном научном собрании турецких документов, связанных с болгарской историей, датируется 1489 годом (ТИБИ1). Оказывается, что "Регистры для Северной Болгарии начинаются только с 1606 года." (ВЪЛ с. 193) Поскольку завоевание Болгарии турками произошло в XIV веке, можно было бы ожидать, что о нем писали достаточно много - если не болгары, то хотя бы византийские хронисты, а и западные тоже. К большому сожалению и удивлению, оказывается, что византийских сведений об этих событиях практически нет; западные очень скудные, и основным источником информации являются арабо-турецкие документы. Почему о завоевании Болгарии турками НЕТ ДОСТАТОЧНО СВЕДЕНИЙ В ВИЗАНТИЙСКИХ ХРОНИКАХ? БЫЛИ ЛИ ВООБЩЕ ТАКИЕ ХРОНИКИ В ТО ВРЕМЯ? Отметим, что общая картина завоевания и первого века "турецкого ига" в Болгарии выглядит довольно туманно и неясно. Для сравнения обратимся к X и XI веку с аналогичной целью: обнаружить турецкое участие в произошедших событиях и сравнить его с ролью турок в XIV веке. Здесь мы тоже сталкиваемся с хорошо знакомым нам фактом двусмысленности употребления термина "турки" и использования других этнонимов для обозначения турок; конечно, это вызывает подозрения о путанице в названиях и других народов. Например, говоря о турках, неизвестный византийский автор "Хронографии", которого историки условно называют "продолжителем Феофана", описывает их нападение на Византию "в апреле месяце, седьмой индикт", при котором они достигли до Цариграда и уничтожили население Фракии. В комментарии к этому сведению (ТЕКСТ с. 54) однако утверждается, что здесь "турки" означает "венгры". Но не думайте, что это изолированное экзотическое мнение: такова точка зрения "официальной истории". Пересказывая документальные известия о более ранних событиях начала Х века, известный позднесредневековый историк Дюканж пишет: "Как только король Болгарии Петр, сын Симеона, принял королевскую диадему, турки, сербы, хорваты и другие соседние народы договорились напасть на Болгарию" (АС с. 206) К слову "турки" снова дано примечание составителей, поясняющее: "Turci. Имеются ввиду мадьяры." (АС с. 263) На первый взгляд то, что написано в хрониках, выглядит нормально. Однако комментарии и примечания историков свидетельствуют о том, что их что-то беспокоит. Что именно? Оказывается, источник беспокойства весьма серьезный. Посмотрим, что пишет о событиях этого периода Блазиус Клайнер, передавая сведения Кедрина: "В царствовании Никифора Фоки ... Никифор вышел, чтобы осмотреть фракийские города, дошел до великой Суды и уговаривал в письмах болгарского князя не пропускать турок через Истр грабить ромейские владения." (КЛА с. 115) А теперь сообразим, что в официальной исторической версии Истр означает Дунай, а не СТРИмон (Струма; о перестановках букв в словах подробно говорится в следующей главе), как мог бы подумать наивный читатель. Тогда получается, что ТУРКИ РАСПОЛАГАЛИСЬ К СЕВЕРУ ОТ ДУНАЯ! Более того, в других источниках уточняется, что ТУРКИ ВЛАДЕЛИ ПАННОНИЕЙ, а Паннония находилась примерно на территории современной Венгрии! А вот когда Всеволод Переяславский победил тех же "поганых торков", то он, оказывается, победил на самом деле ... узов! (ЗЛА с. 115-116) В другом эпизоде приходится считать, что Турция - это Хорватия (ДОК с. 36), и т.д. Посочувствуем историкам: действительно, на основании таких данных (а, возможно, из-за отсутствия других, "отодвинутых" в другую эпоху), ничего другого не остается, кроме как согласиться, что: турки=венгры, торки=узы и т.д.!? С другой стороны, "агаряне" опять же - как и в "турецком нашествии" - присутствуют заметно в описании действий на Балканах в X веке; только в этом случае специалисты без колебания считают, что это - арабы. В современной исторической науке принято, что в Х веке, во время междуусобных войн в Византии и в других войнах на Балканах византийские императоры Иоанн Цимисхий и Василий II использовали "восточные войска", в составе которых были арабы и другие мусульмане. Византийские союзники вербовались якобы в Багдаде (в первоисточниках говорится о Вавилоне). Вспомним также упоминание о том, что, по сведениям арабского историка Алмекина, болгарский царь Иван Владислав был убит его солдатами (об этом уже говорилось в предыдущей главе). Арабское присутствие на Балканах описано и византийской писательницей Анной Комниной. Вот как пересказывает ее слова хорватский историк прошлого века Ф. Рачки: "Иоанн Цимисхий переселил в 970 году жителей Феодосиопула и Мелитины; они давали отряд из 2500 храбрых солдат, настоящих кровопийцев. Во Фракии жили и арабы мардаиты ... из самых известных поселений было турецкое на реке Вардар, которое сначала давало 7,000 солдат." (БЪЛ с. 261) Семь тысяч солдат - число немалое; столько можно собрать из населения по меньшей мере 50,000. Из всего этого ясно, что эти солдаты должны были играть заметную роль в войнах. С другой стороны, этому факту в исторических исследованиях не уделяется должного внимания. И, конечно, снова упоминание об "арабах", и снова игнорирование этого факта в официальной истории. Отметим еще одну деталь: переселение "арабов" 970 года произошло за 48 лет до византийского завоевания Болгарии при царе Иване Владиславе; а в эпоху царя Ивана Шишмана аналогичное переселение "турок" в ту же Фракию и в области реки Вардар случилось за 42 года до турецкого завоевания Болгарии. Числа 48 и 42 достаточно близки, и это делает обе картины очень похожими. Обзор, который мы сделали выше, приводит к следующим выводам: 1) Непонятно, почему в первоисточниках местного происхождения, которые историки относят к XIV веку, НЕТ ясных и недвусмысленных сведений о доминирующей роли турок. 2) Непонятно, с чем связана путаница с разными этнонимами, которые используются для названия турок. 3) Непонятно, почему нигде не обсуждается возможность заметного участия арабов в событиях XIV века, несмотря на прямые сведения в первоисточниках; если эти сведения ошибочны, то почему? 4) Много вопросов вызывает отсутствие византийских хроник о событиях конца XIV века. Например, не являются ли "турецкие" хроники отредактированными переводами или пересказами византийских хроник о событиях конца X - начала XI века, или наоборот? 5) В документах о событиях X и XIV века употребляются этнонимы "турки", "туркопулы" и "торки"; то, что в некоторых случаях они интерпретируются как означающие турок, а в других - нет, требует дополнительных объяснений. 6) Заселения турок на Балканы в X и XIV веках по сведениям документов сравнимы друг с другом. Но самое главное: Если современных (XX века) турок в XIV веке не называли турками, то КАКИЕ ТУРКИ ЗАВОЕВАЛИ БОЛГАРИЮ? Ответ на этот непростой вопрос требует выяснения многих обстоятельств.
Иордан Табов: 1: Досье в истории 2: Иван Владислав Шишман 3: Средневековые турки в первом приближении 4: О календарях 5: Хронология Анатолия Фоменко 6: Уроки Отца Паисия 7: Болгария - разоренная и разобщенная 8: Парадоксы в истории 9: Печенеги и персы 10: Анахронизмы 11: Василий, Иоанн и Баязид 12: Шишманы 13: Османская Династия 14: Палеологи 15: Сложные графемы 16: Другие завоеватели 17: Римляне, эллины и македонцы 18: Старые Пеларги BIB: Библиография PIX: Рисунки |